Финальный этап укладки брусчатки или тротуарной плитки — проверка качества работы. Даже если вы пригласили надежную бригаду рабочих, все равно нужно убедиться, что работа выполнена на должном уровне и отсутствуют, как минимум, очевидные ошибки и проблемы. Максимально полно о том, как проверять качество работ по укладке тротуарного покрытия, рассказано в своде правиле «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации». В статье СТО 46505580-002-2020 обьясняется — на что нужно обратить внимание при приемке работ по мощению, а какие вопросы могут стать предметом дискуссии с исполнителем.
Нормативы при мощении тротуарной плиткой
Согласно своду правил, в ходе приемки работ по укладке тротуарной плитки обращают внимание на следующие параметры: — Отметки высот должны соответствовать проектным, допустимое отклонение +/- 20 мм. — Ровность получившегося тротуарного покрытия. Нужно проверять разность высот у соседних элементов с ровной поверхностью — допустимая погрешность +/- 2 мм, если у материала поверхность рельефная, допускается погрешность 5 мм. Также проверяют разность высот около желобов — возможна погрешность 3-10 мм, а также вблизи встраиваемых элементов и прилегающих покрытий — допустимая погрешность 3-5 мм. — Расположение осей и границ мощения. Здесь возможно отклонение +/- 20 мм. — Ширину шва. Допустимая величина шва зависит от вида материала — камни это или плиты, и от его толщины. Если это камень толщиной до 12 см, то шов должен быть 3-5 мм, если камень толще 12 см, то шов должен быть не менее 5-8 мм. По плитам аналогично — если толщина до 12 см, то шов 3-5 мм, если толще 12 см — то шов 5-10 мм. Швы должны быть заполнены на всю высоту. Для их заполнения применяют мелкие пески. — Бортовые камни (Бордюры) . Проверяют прямолинейность линии камня на участке длиной 3 м, а также разность высот расположенных рядом бортовых камней. — Толщину подстилающего слоя мощения в уплотненном состоянии. Здесь также все зависит от вида материала и его толщины. Если это камень толщиной до 12 см, то слой должен быть 30-50 мм, если толще 12 см — 40-60 мм. Для плит аналогично. — Продольный уклон желобов и их плоскостность, которую проверяют с помощью четырехметровой рейки.
Брусчатка.Беда больших площадок.
Важно проконтролировать организацию дренажа и поверхностного водоотвода — уровень покрытия должен быть выше бортовых камней или устройств для сбора воды на 3-10 мм. Это помогает обеспечить естественный сток воды. Покрытие должно иметь общий уклон не меньше 2,5% в сторону устройств для приема воды. Уклон определяют не реже, чем на каждые 10 метров покрытия. На поверхности не должно быть углублений, в которых может накапливаться вода. Чтобы определить ровность покрытия используют 2-х или 4-х метровой рейкой — измеряют просветы, которые находятся между собой на расстоянии не менее 0,5 метра. В местах примыкания тротуарного покрытия к канализационным люкам, водосборным лоткам плитка должна подрезаться в соответствии с правилами подрезки: не должно быть острых углов, наименьшая сторона отрезанного камня не должна быть меньше ⅓ его размера, у плит наименьшая длина отрезанного элемента должна быть вдвое больше его толщины. Для устройства примыканий лучше использовать мелкие элементы мощения, желательно в форме трапеции или небольших квадратов. При подготовке основания очень важно качественное уплотнение слоев — для этого применяют специальную технику: виброплиты, вибротрамбовку, легкие дорожные катки. Толщина уплотняемого слоя должна быть не менее 15 см и пройтись по нему должны не менее 4-10 раз, порядок прохода — от края к центру.
Ненормируемые показатели при приемке работ по мощению
Безусловно, в первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид тротуарного покрытия и визуальные дефекты. При оценке видимого качества покрытия обращают внимание на: — Сколы кромок у элементов мощения. Они могут появиться при неправильной транспортировке или укладке, но в целом они не влияют на качество покрытия. Это именно визуальный дефект. — Разные цвет и структуру поверхности элементов. При производстве тротуарная плитка может отличаться по своему цвету и структуре поверхности в разных поддонах. Чтобы эта разница не была сильно заметна, нужно смешивать плитку и брать элементы из разных 3-5 поддонов, сделать предварительную раскладку. — Наличие высолов. Их удаляют специальными средствами, но спустя 1-2 года они могут исчезнуть сами под влиянием внешних факторов. — Период высыхания материала. Разные виды плитки могут высыхать с разной скоростью и неравномерно. Это не является дефектом. — Повреждение поверхности материала для мощения при его усадке. — Появление луж на поверхности мощения. Причина кроется в неровной поверхности и ее незначительным уклоном. В любом случае, лужи — это всегда дефект. В местах их появления будет вымываться материал для заполнения швов, а зимой появится лед. — Ровность швов. Оси швов должны быть прямыми, но специального допустимого отклонения не существует. Часто ориентируются на значение +/- 2 мм, но нужно учитывать общую длину покрытия. Если длина до 10 метров, отклонение будет сильно заметно, если больше 100 метров — это сильно влияет на визуальное восприятие покрытия.
Как избежать проблем
Перед началом работ по мощению лучше сразу обговорить все детали и критерии оценки, оценить качество тротуарного покрытия и проводить промежуточный контроль уже во время работ — на этапе подготовки основания и непосредственной укладки тротуарной плитки. Это поможет избежать конфликтных ситуаций и лишних трат, поможет вовремя заметить проблемы и устранить их. Более подробную информацию вы можете узнать у специалистов компании Gried
Источник: gried.ru
Технология укладки тротуарной плитки
Дача
Просмотров 224 Опубликовано 23.06.2011 Обновлено 18.06.2016
Для правильного выбора тротуарной плитки нужно:
- Шаг первый — определиться с функциональным назначением покрытия и определить нагрузки, которые оно будет нести.
- Шаг второй — подобрать необходимую толщину тротуарной плитки.
- для садово-парковых дорожек, тротуаров, придомовой территории, где исключена
заезда автотранспорта — толщина покрытия должна быть 4 см и более - для покрытия, где возможен заезд легкового автотранспорта — толщина покрытия должна 6 см и более
- для покрытия с интенсивным движением транспорта, в том числе грузового (парковки, внутриквартальные проезды, грузовые терминалы), — толщина покрытия должна 8 см и более;
Чтобы покрытие было сдвигоустойчивое, рекомендуется:
- выбирать формы тротуарной плитки со специальной криволинейной формой (двойное Т, волна, соты)
- при использовании стандартных камней (кирпич, квадрат) укладку необходимо проводить перевязкой рядов (ёлочка, сдвиг рядов)
- шов тротуарной плитки не должен быть направлен параллельно движению транспорта (направление швов должно быть под углом 45°к направлению движения)
Для правильного выбора необходимых слоев основания нужно:
Шаг первый — определить тип грунта на участке и его несущую способность. От характеристик грунта зависит объём работ на участке по подготовке основания. Точно определить характеристики грунта по его просадочности, текучести, морозному набуханию и другие важные параметры можно только в лабораторных условиях.
Наименьшие затраты по обустройству основания будут при песчаных грунтах, наибольшие — при глинистых. Для простого экспресс-определения состава грунта на участке можно воспользоваться данной таблицей.
Состав грунта | Шарик | Шнур |
Глина (тяжелая, влагоемкая почва) | Скатывается, при раздавливании не образует трещин | Скатывается,можно свернуть кольцо диаметром 2 — 2,5 см. |
Суглинок тяжелый (тяжелая, влагоемкая почва) | Скатывается, при раздавливании образуются мелкие трещины | Скатывается |
Суглинок средний | Скатывается, при раздавливании образуются крупные трещины | Скатывается, но образуются крупные трещины |
Суглинок легкий | Скатывается легко, но рассыпается | Скатывается |
Супесь (легкая, не влагоемкая почва) | Скатывается с трудом | Не скатывается |
Песок (легкая, не влагоемкая почва) | Не скатывается | Не скатывается |
Если грунт сухой, его нужно немного намочить. Если Ваш участок относится к подтопляемым или грунтовые воды очень высоко, рекомендуем провести работы по дополнительному дренажу участка, предварительно проконсультировавшись со специалистом.
Подготовка слоев тротуарной плитки
Выбрать место расположения тротуарного покрытия. Определить сток воды. Вода должна уходить от отмостки здания или от дорожки в водоотводные колодцы, на газоны. Уклон можно сделать продольным, поперечным, продольно-поперечным, но не менее 5%, т.е. 5 мм на метр. На краях будущей площадки забить колья. На размеченной площадке при необходимости убрать лишнюю землю или насыпать недостающую. Выровнять площадку граблями.
Если грунт мягкий , необходимо его увлажнить (пролить водой из шланга) и утрамбовать трамбовкой.Рассчитать высоту основания (желательно принять ее на 2 см выше, т.к. при уплотнении произойдет усадка). Отмерить на кольях высоту насыпи песка. Высота насыпи должна быть 5 – 7 см.На отмеченной высоте натянуть между кольев шнур-порядовку. Отсыпать по всей площадке песок и разровнять его граблями.
Тщательно пролить водой из шланга до того момента, чтобы стояли лужи.Приблизительно через 2 – 3 часа в солнечный день, или на следующий день, если погода пасмурная профилем выровнять поверхность до ровной гладкой формы.
Приготовить песчано-цементную смесь в составе 8/1.Высота песчано-цементной смеси должна быть 3 – 4 см. Отмерить на кольях высоту насыпи песчано-цементной смеси и натянуть шнур-порядовку.Отсыпать сухую песчано-цементную смесь, разровнять. Сделать стяжку швеллером до ровной поверхности.
Необходимым условием качественной укладки тротуарной плитки является тщательно подготовленное основание. Для подготови основания(корыта), необходимо выкопать грунт примерно на 40 см и тщательно его утрамбовать. Приямки, котловины и другие понижения, в которых может застаиваться вода, выравниваются засыпанием грунтом с его последующим уплотнением. Поверхности должен придаваться поперечный уклон. Также необходимо на этом этапе не забывать про коммуникации.
Для самостоятельной укладки потребуется
Мастерок, резиновый молоток,шнур-порядовка,деревянные или металлические колья,строительный уровень, шланг для полива и рассеиватель для шланга,метла, грабли садовые или деревянная швабра,ручная трамбовка, профиль или любой подручный ровный инструмент (швеллер, двутавр или труба любого диаметра), песок, щебень или гравий, цемент М500.
Укладка тротуарной плитки
Определяем нужный рисунок и количество необходимой плитки по размерам и цветам. Натянуть шнур без перекосов по фаске плитки. Первый ряд выложить по шнуру. Плитку надо класть от себя на подготовленную поверхность. Укладывать надо по диагонали, накладывать новую плитку сверху таким образом, чтобы она плотно примыкала к предыдущей во избежание увеличения толщины швов. Если плитка легла неровно, мастерком аккуратно подложить под нее песок и трамбовкой осторожно выровнять ее снова. После окончания укладки следует в местах явных превышений выровнять элементы мощения с помощью резинового молотка под строительный уровень.
Закончив укладку всех плиток, нужно промести швы песча-но-цементной смесью (1:10). Из шланга с распылителем увлажнить песчано-цементную смесь в зазорах. После этого при необходимости посыпьте в зазоры еще смесь. В местах повышенной влажности (например, под стоками с крыш) нужно использовать сухую песчано-цементную смесь (3:1).
Для придания площадке точной геометрической формы можно установить пешеходный бордюр и дополнить незавершенные участки половинками или запиленными по форме плитками. По краям уложенной плиткой площадки в местах установки бордюра следует выкопать по натянутому шнуру траншею небольшого размера и требуемой глубины (чтобы бордюр входил в эту траншею до необходимого уровня).
Верх плитки должен превышать верх бордюра на высоту фаски. На жидкий раствор М100 выставлять бордюр. По натянутому шнуру обязательно следить за точным примыканием друг к другу и повторением геометрических форм. Борта бордюра пролить раствором М100 и заполнить песком.
Важно: При укладке плитки необходимо удерживать зазор между плиткой 3-5 мм.
Утрамбовка плитки производится только по сухой поверхности. Перед утрамбовкой швы основательно проверяются и тщательно поправляются, площадь тщательно трамбуют при помощи трамбующего устройства с резиновой основой.
Установка пешеходного бордюра
По краям уложенной плиткой площадки в местах установки бордюра следует выкопать по натянутому шнуру траншею небольшого размера и требуемой глубины (чтобы бордюр входил в эту траншею до необходимого уровня). Верх плитки должен превышать верх бордюра на высоту фаски.
Подготовить песчаное основание (как для укладки плитки), пролить водой и утрамбовать. На жидкий раствор М100 выставлять бордюр. По натянутому шнуру обязательно следить за точным примыканием друг к другу и повторением геометрических форм. Борта бордюра пролить раствором М100 и заполнить песком.
Зазоры и высота плитки
Для статичной укладки зазоры в швах являются решающими т.к. дефекты плиточного покрытия обычно возникают от отсутствия зазоров. Плитка ломается от отсутствия эластичного соприкосновения с рядом лежащей. Плиточное покрытие не деформируется при стабильном использовании и при нагрузке каждой плитки на основу. Если плиточное покрытие обрамлено бордюром, плитка соприкасается друг с другом как в арке (своде). Отсюда вывод — зазоры должны быть хорошо заполнены. И это не тот случай, когда можно подождать, что плитка сама собой стабилизирует!
Чем больше высота зазоров, тем больше сила передачи. Имеющиеся зазоры — необходимое условие для функционального плиточного покрытия, функционально выполненные зазоры не приемлемы, для правильной укладки плитки. Материал заполнения швов необходимо выбирать достаточно стабильный для равномерного распределения возможной нагрузки от камня к камню. Плиточное покрытие является функциональным при полном заполнении зазоров. Материал для заполнения зазоров должен полностью подходить для пропускания воды во внутрь и дальше проникновение в грунт.
Оптимальная статика благодаря правильной связке плитки. Плоская производная плитки, прежде всего на нагрузках качения существенно влияет на расположение плитки. Плитка занимает свое начальное положение благодаря подкреплению плиточных зазоров рядом лежащих плиток. Плитка, правильно установленная для направления движения, отводит возникающее на ней давление на две стороны. Чем активизирует давление на два плиточных зазора. Когда плитка уложена диагонально, то давление распределяется на все четыре стороны от плитки.
Итак, активизируются все четыре зазора. Как показывает практика, диагональная укладка представляется более стабильной, Каждая отдельная плитка приводится к небольшому сдвигу. Или наоборот: образованные под нужным углом швы плитки, правильно и до конца заполненные, важны для стабилизации нагрузки на плиточное покрытие. Диагональная укладка плиточного покрытия, наряду с повышением стабильности покрытия существенно влияет на уменьшение шума при передвижении по покрытию транспортных средств.
Направление плиточного покрытия и рисунок швов является основополагающим вопросом архитектуры плиточного покрытия. Это принимается во внимание при обустройстве улиц и проезжих частей улиц, больших и маленьких площадок и используется смешанный рисунок укладки. Для достижения оптимального давления и для хорошей реакции на это давление есть оптическая и практическая причина попытаться скомбинировать 3-5 разных размера и формы плитки.
Верхний слой /цветовая гамма/ возможные комбинации. Респектабельный натуральный внешний вид плитки придает нашей программе свою элегантность. Поэтому плитка хорошо подходит для самых требовательных и изысканных клиентов. Большой выбор оттенков, естественная форма и розмер создают возможность для воплощения разнообразных вариантов.
Посыпьте вымощенный участок тонким слоем песка и сделайте еще два прохода вибратором. Если стыки между плитками заполнены не полностью, повторите процедуру. Это очень важно для хорошей укладки. Песок, правильно распределенный по стыкам, будет воспринимать нагрузки, прилагаемые к поверхности примыкающих плиток и поможет сохранить твердую и надежную поверхность.
Источник: mastremont.ru
6 типичных ошибок при укладке тротуарной плитки
Практически каждый владелец участка после покупки вибропрессованной брусчатки сталкивается с вопросами правильной подготовки основания и монтажа плитки. К сожалению, многие бригады укладчиков допускают ошибки, способные испортить не только внешний вид плитки, но и сильно сократить срок службы мощения. Если вы хотите, чтобы тротуарная плитка радовала не один десяток лет, рекомендуем прочитать эту статью. Мы подготовили для вас подборку самых распространенных ошибок при укладке. Предлагаем ознакомиться с ней.
1) Неправильно подготовленное основание
Подготовка основания – это первый этап в процессе укладки тротуарной плитки, от которого зависит прочность, надежность и долговечность тротуарного покрытия.
Для того чтобы правильно подобрать «пирог основания», решим, какие функции оно выполняет и из каких слоев состоит.
• Несущий слой основания перераспределяет и снижает транспортные или пешеходные нагрузки на подстилающие слои. Бывает двух типов: щебеночным или бетонным. Преимущество щебеночного основания в том, что оно хорошо дренирует воду и является более экономичным. Бетонное основание не уступает по прочности щебеночному, при этом не пропускает воду и характеризуется высокой стоимостью. Как правило, для пешеходных дорожек достаточно прочности щебеночного основания. В случае если участок сложен пучинистыми грунтами или планируются высокие транспортные нагрузки, рекомендуется делать бетонное основание.
Избавим от ошибок в монтаже тротуарной плитки
• Дополнительные слои основания – это слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, которые выполняют морозозащитную, теплоизолирующую и дренирующую функции. Как правило, дополнительный слой делается из песка.
Учтите, что выбор основания зависит от четырех факторов: предполагаемых нагрузок на покрытие, дорожно-климатической зоны строительства, наличия и уровня вод, типа грунта.
Самостоятельно подобрать правильную конструкцию основания для условий участка поможет «Альбом технических решений BRAER».
2) Преждевременная установка бордюров
Садовые бордюры на дорожках рекомендуется устанавливать после того, как определились с формой и размерами тротуарной плитки. В противном случае, при укладке придется подрезать плитку по длине дорожки или резко ограничить выбор форм при покупке. Подрезка плитки не только нарушит эстетику мощения, но и увеличит стоимость работ.
Источник: mpolis-pro.ru