4 года назад
а сейчас вообще ничем не выкладывают, просто голый бетон и то если не кинут покупателей квартир и если дом не сразу аварийный от постройки либерастами ворами
4 года назад
«Украшение советских квартир паркетом длилось до начала 80-х годов. Делалось это несмотря на то, что в стране были и более дешевые ДВП и линолеум. На самом деле секрета никакого нет.
И дело вовсе не в «доброте» и «щедрости», а в том, что массовое производство более дешевых материалов не было настолько масштабным, чтобы удовлетворить потребности быстро растущего строительного сектора. При этом, производство паркета в стране просто развивалось по накатанной. Для лучшего понимания вопроса стоит подчеркнуть, что уже в 1914 году в России было 85 паркетных предприятий.
К тому же, щитовой паркет, который делали на заводах СССР, также был весьма дешевым покрытием. Делали его в том числе и из производственных отходов.»
Офигительный текст!
Оказывается, никаких успехов не было, паркетное производство развивалось по накатанной, со времён царской России!
ПОЛЫ В МАСТЕРСКОЙ ИЗ СОВЕТСКОГО ПАРКЕТА
Автор, не поленился сравнить производство паркета в СССР с производством в России, однако, почему-то, не захотел сравнить объёмы жилищного строительства.
Оказывается, паркетные щиты, были дешевыми, потому что, делались из производственных отходов.
Нынче, почти всё, даже продукты питания, делаются из отходов, однако, цены, стремительно растут, в то время, когда качество падает.
4 года назад
Валентин, вы не правы. Ульяновск хоть и родина великого Ленина, но ведь не столица. но паркет в наших старых домах был, а так же и в общественных зданиях.
4 года назад
а сейчас вообще ничем не выкладывают, просто голый бетон и то если не кинут покупателей квартир и если дом не сразу аварийный от постройки либерастами ворами
4 года назад
«Украшение советских квартир паркетом длилось до начала 80-х годов. Делалось это несмотря на то, что в стране были и более дешевые ДВП и линолеум. На самом деле секрета никакого нет.
И дело вовсе не в «доброте» и «щедрости», а в том, что массовое производство более дешевых материалов не было настолько масштабным, чтобы удовлетворить потребности быстро растущего строительного сектора. При этом, производство паркета в стране просто развивалось по накатанной. Для лучшего понимания вопроса стоит подчеркнуть, что уже в 1914 году в России было 85 паркетных предприятий.
К тому же, щитовой паркет, который делали на заводах СССР, также был весьма дешевым покрытием. Делали его в том числе и из производственных отходов.»
Офигительный текст!
Оказывается, никаких успехов не было, паркетное производство развивалось по накатанной, со времён царской России!
Автор, не поленился сравнить производство паркета в СССР с производством в России, однако, почему-то, не захотел сравнить объёмы жилищного строительства.
Оказывается, паркетные щиты, были дешевыми, потому что, делались из производственных отходов.
Нынче, почти всё, даже продукты питания, делаются из отходов, однако, цены, стремительно растут, в то время, когда качество падает.
4 года назад
Александр, проснись пожалуйста. ущипни себя . Жизнь идёт вперёд и я рад тому что наши дети и внуки живут лучше нас. Качество тоже зависит от нас самих. рассмотри фотографии . даты на них. Два года от котлована до получения ключей. дом на 2600 квартир, с отделкой( правда не паркет а ламинат ). во дворе школа с 2 бассейнами, стадион. И это не единственный дом -вокруг целая туча уже заселённых. Э
4 года назад
шрек, ВАШЕ: — «Жизнь идёт вперёд и я рад тому что наши дети и внуки живут лучше нас. Качество тоже зависит от нас самих..»
Вопрос в том, куда идёт жизнь, и что ждёт детей и внуков, там, впереди.
Жизнь, это не только наличие красивых вещей, и аппетитных упаковок с едой, окружающих нас.
шрек, не щипая себя, посмотри, какие передачи ТВ нравятся молодёжи, поинтересуйся, что вытворяют школьники, по отношению к своим ровесникам, к учителям.
Наличие дома на 2600 квартир, не сделает Мир краше, а людей добрее.
4 года назад
вАША.. когда ты уже прокакаешься? Ты внимательно прочти ВСЕ КОММЕНТАРИИ( жаль что честные удаляют. ). Я не про один дом . Я О ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ!! Я в этом доме был и сделал фото в момент передачи новой квартиры, А ПОТОМ МЕНЯ ЗАДЕЛИ ХАМСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В АДРЕС СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЕЙ НА ЭТОМ САЙТЕ. Вокруг -сотни таких красивых домов.
Про школьников мне не надо. мои родители были учителями. и я тоже в школе советской учился. УЧЕНИКИ ЧТО ТОГДА, ЧТО В НАШЕ ВРЕМЯ БЫЛИ РАЗНЫЕ!
4 года назад
шрек, ВАШЕ: — » Про школьников мне не надо. мои родители были учителями. и я тоже в школе советской учился. «
Вот, интересно получается.
Родители были советскими учителями.
Их сынок, учился в Советской школе.
В результате, появился шрек.
4 года назад
Паркет был в столицах, в провинции его никогда не было.
4 года назад
Валентин, ошибаетесь,когда мы получили квартиру в Москве,был линолеум.Сами купили буковый паркет и сделали ёлочкой.До сих пор с ним всё ОК.
4 года назад
Валентин, вы не правы. Ульяновск хоть и родина великого Ленина, но ведь не столица. но паркет в наших старых домах был, а так же и в общественных зданиях.
4 года назад
Светлана, да. кузоватовская, 30- паркет щитовой. самарская, 23- строительный линолеум. к.маркса, 6 (присутствие)- паркет штучный. те дома, что я знаю.
про скрипучесть паркета никто ничего не сказал. а оно сильно присутствует. особенно у щитового. бесплатно не нать
4 года назад
Светлана, я не имел в виду старые дома и общественные здания, я имел в виду новостройки времён Сталина и Хрущёва для жизни простых людей..
4 года назад
Валентин, )))))))))))))) так под старыми домами я как раз и имела в виду таковые, т.е. времён Сталина и Хрущёва. Вон земляк мой даже адреса выложил.
4 года назад
Валентин, город Киров — жила с 1960г. в коммунальной квартире на 4 комнаты с паркетом. До сих пор помню, как натирала его мастикой щёткой, нацепляемой на ступни. Позднее папа его покрасил масляной краской.
4 года назад
Тамара, ВАШЕ: — «Позднее папа его покрасил масляной краской.»
ЭХ, испортил ТАКУУУЮ красоту.
4 года назад
Тамара, ВАШЕ: — «жила с 1960г. в коммунальной квартире на 4 комнаты с паркетом. До сих пор помню, как натирала его мастикой щёткой, нацепляемой на ступни. Позднее папа его покрасил масляной краской.»
Чем вы обидели своего папу, если он смог сотворить ТАКОЕ.
4 года назад
Александр, нас детей было четверо (старший брат и тройняшки: брат, сестра и я), да и друзья со школы — практично для такой ватаги масляный пол.
4 года назад
Тамара, ВАШЕ: — «практично для такой ватаги масляный пол.»
ДА, практично.
Однако, паркет, это красота текстуры настоящей древесины!
Паркет сохраняет первозданную красоту, ДЕСЯТКИ лет, а «масляный пол», через месяц жизни, перестаёт радовать глаз.
4 года назад
Александр, кто бы спорил. Увы, обстановка продиктовала свои условия, поэтому осуждать решение родителей я не могу.
4 года назад
Тамара, ВАШЕ: — «обстановка продиктовала свои условия, поэтому осуждать решение родителей я не могу.»
КОНЕЧНО, задним умом, мы, ВСЕГДА умнее.
А родителей осуждать, -дело неблагодарное.
Для каждого периода времени, существуют свои оптимальные решения.
4 года назад
Валентин, у моих знакомых в Мурманске был паркет, до ДСК. При этом домостроительном комбинате не хватало паркета — линолеум пошёл (ненастоящий, конечно), при паркете теплее.
А уж как только привезли с запада ламинат — на помойках часто стояли штабелями паркетные щитки.
4 года назад
Валентин, вы или с мАсквы или с дярёвни.
Я первый увидел паркет в Чкаловске (Горьковская область), в дом-музее Валерия Павловича. Провинция, однако.
4 года назад
Сергей, я имел в виду паркет в новостройках времён Сталина и Хрущёва в жилых домах для простых людей. В Куйбышеве например паркета в новостройках не было. Были просто деревянные полы. Линолеум на бетон появился где-то во времена Брежнева.
4 года назад
Валентин, не буду спорить. У меня при Брежневе на бетон стелили утеплённый линолеум. Думал поменять и поставил подложку, в результате — уехал из Мурманска.
4 года назад
Валентин, да-а-а- уж. Что-то у Вас в голове нагноилось совершенно не то! Неужели Вы не понимаете простую вещь, что ,,просто деревянные полы,, по сравнению с ламинатом и линолиумом это роскошно? Современная паркет- доска имеет клеенную доску толщиной 3-5(. пять!)миллиметров на ДВП и это подают как достижение и роскошь, а Вы пол из полноценной напольной доски называете ,, просто. Смешно.
Включите мозги.
4 года назад
лариса, паркет делали на всю оставшуюся жизнь, а ламинат кладут до первой протечки. Протечки от своей сантехники, или от квартиры сверху. Паркет надо было достать, достойно уложить, холить и коктейлить. А результат тот же.
Мой приятель получил квартиру с паркетом. Он был счастлив. Он сам отциклевал этот паркет ручной циклей. Он покрыл его несколькими слоями лака. Паркет выглядел. как в царском дворце.
Но вот начался сезон отопления. Из муфты на батарее начало капать. Мой приятель взял водопроводный ключ, и решил подтянуть соединение. Он очень старался, и переусердствовал. Муфта лопнула.
Паркету прошел пипец.
4 года назад
Валентин, Харьков, родители получили квартиру в 1969, в обычной железобетонной пятиэтажной хрущевке. Паркет был в трехкомнатных квартирах, и в двухкомнатных улучшенной планировки. В двушках-малогабаритках и однокомнатных были просто полы из досок. Линолеум потом стелили сами, кто хотел. Два года моего детства были убиты на борьбу с проклятым паркетом.
Потом отец, первым в нашем доме, на зависть всем соседям, где-то достал оргалит, и настелил его на полы во всей квартире. Вот это был праздник. Конец ненавистного паркета, и райская жизнь с гладеньким красивым полом, который можно просто протереть шваброй с влажной тряпкой — и чистота-красота.
4 года назад
Елена, ВАШЕ: — «Два года моего детства были убиты на борьбу с проклятым паркетом. Потом отец, первым в нашем доме, на зависть всем соседям, где-то достал оргалит, и настелил его на полы во всей квартире. Вот это был праздник. «
Оргалит на пол? Это был праздник?
Ничего не путаете с названием материала?
4 года назад
Александр, да, представьте себе — оргалит на пол! Он же был разных видов и предназначений, для пола был самый прочный, специально обработанный, пропитанный чем-то типа полимерной смолы, и с одной стороны покрыт таким глянцевым слоем. Лет через пять этот глянцевый слой начал протираться, и мы стали красить его масляной краской, потому что отец к тому времени умер от рака, и у мамы, с тремя маленькими дочками на руках, не было ни сил, ни средств менять полностью полы. Так он нам и прослужил почти 30 лет, пока мама не продала квартиру.
4 года назад
Елена, ВАШЕ: — «да, представьте себе — оргалит на пол! Он же был разных видов и предназначений, для пола был самый прочный, специально обработанный, пропитанный чем-то типа полимерной смолы, и с одной стороны покрыт таким глянцевым слоем»
ЭХ, Елена.
ДА, оргалит пропитывался полимерной смолой, и покрывался этой же смолой. А смола эта называется формальдегидной.
Выделения этой смолы, убивают не всех, и не сразу. Одно установлено точно, -эти выделения, никому здоровья не добавили.
Сейчас в сети, в свободном доступе, есть много информации о строительных материалах.
Вот, для начала:
http://a.farit.ru/i/t-351843.html
4 года назад
Александр, жить вообще вредно! Разница только в том, что в 60-70х годах был очень строгий контроль производства стройматериалов, отступления от ГОСТа жестко наказывалось, поэтому все-таки все материалы были не такие вредные и ядовитые, как сейчас.
4 года назад
Елена, а ядовитые дома в столице и не только?
4 года назад
олег, это все появилось в лихие 90е, когда каждый творил, что хотел, и контроля никакого не стало.
4 года назад
Елена, ВАШЕ: — «отступления от ГОСТа жестко наказывалось, поэтому все-таки все материалы были не такие вредные и ядовитые, как сейчас.»
Как бы, вам объяснить, чтоб, понятно было.
У всякого ГОСТа и материала, есть своя область применения.
Если из оргалита изготовлены два ящика письменного стола, то концентрация вредных веществ в комнате, будет несравнимо меньше, чем от поверхности пола всей комнаты.
Кроме того, интенсивность выделения вредных веществ от поверхностей, расположенных внутри ящика стола, или шкафа, будет существенно ниже, чем от открытой поверхности площади пола.
Почитайте материал по ссылке, которую я выложил ранее. Пригодится на будущее.
4 года назад
Валентин, я не знаю что Вы называете провинцией, но к Вашему сведению в городе Ангарске, который в Иркутской области, который в Восточной Сибири и который находится более чем в 5 тысячах километров от столичного города Москва паркет был! Правда для объективности нужно сказать что в некоторых домах пол стелили из напольной доски, часто из лиственницы толщиной около 5 см.- не знаю хорошо или плохо
4 года назад
Валентин, глупость написали. И в провинции паркет был не экзотикой. И до сих пор он лежит там, где не заменили с дуру его на дерьмо под названием «ламинат» . Вот уж дрянь, так дрянь.
4 года назад
Натуральная древесина, в том числе ценных пород, всегда красива и экологична — поэтому и клали паркет, а для этого его производили. И советский человек чувствовал себя человеком.
А сейчас вместо паркета кладут ламинат «под паркет».
Паркет делался из деловой древесины, а ламинат из технологической щепы.
Это как примерно, если б дали человеку натуральный шоколад из какао масла, сахара, пусть хоть и в невзрачной упаковке и дали кусочек де. ма из пальмового масла, обработанный по современной технологии со вкусом шоколада.
Впрочем, каждый выбирает по себе.
4 года назад
потому, что думали о людях, а не об «оптимизации»
4 года назад
В Киеве, получали ключи от новой квартиры с замечательным паркетом в 80-х годах
4 года назад
Ну, редкая глупость. Во-первых. ДВП полы никогда не стелили, разве что сами жители вместо развалившегося линолеума. Но главное — обыкновенная половая доска, шпунтованная. была куда дешевле паркета.
Я лично получил квартиру с деревянными полами. построенную в 1975 г. Стандарт брежневский. Мои знакомые, родные — все жили в квартирах с полами дощатыми (шпунтовка 30 мм толщиной), либо линолеумными.
Паркет — это было из категории элиты. Во всяком случае в не Москве или Лениграде ))
4 года назад
А ещё досками пол стелили и красили темно-коричневой краской.
Источник: cccp.temadnya.com
Паркет ссср
Начнем с познания азбуки паркетного дела. Вспомним о справочнике, из которого мы узнали, что такое паркет.
Паркет (франц.) — лицевой слой пола, настилаемый по определенному рисунку из отдельных строганых дощечек (клепки). Паркетом также называют самый материал, из которого выкладывается паркетный пол.
В Большой советской энциклопедии сказано, что «Полы из паркета настилаются в жилых домах, общественных зданиях, они отличаются красивым внешним видом, малой тепло- и звукопроводностью…»
Для изготовления паркета используют древесину дуба, ясеня, клена, бука, вяза, ильма, граба, сосны, лиственницы и березы, а для художественного паркета, помимо указанных—древесину ценных пород (орех, красное Дерево, черное дерево и др.). Наиболее практичной породой дерева для паркета является дуб. Значительное распространение имеет также буковый- паркет, однако вследствие большого коэффициента усушки он требует особо тщательной защиты от увлажнения. Древесина сосны и лиственницы для изготовления планок должна быть радиальной распиловки, угол наклона годовых слоев к лицевой пласти должен быть не менее 45°.
По текстуре древесины паркет разделяется на радиальный и тангенциальный. В зависимости от способа изготовления различают паркет планочный или наборный, щитовой и щитковый (тафельный).
Технологический процесс производства планочного паркета состоит из нескольких этапов: — распиловки бревен на доски; — сортировки досок на радиальные и тангенциальные; — поперечного раскроя досок на концы или отрезки; — продольного раскроя концов досок на фризы (заготовки) и их сортировка; — сушки, сортировки после сушки; — строжки и оторцовки; — последней сортировки, маркировки .и упаковки для отправки.
Планочный паркет часто выполняется из фриз (заготовок), изготовляемых на лесопильных заводах из досок, а также из отходов лесопильного материала.
Действующий в настоящее время в СССР ГОСТ предусматривает следующие деревянные изделия для устройства паркетных полов: — штучный (планочный) паркет, настилаемый из отдельных дощечек; — наборный («мозаичный») паркет, наклеенный на бумагу; -паркетные доски, изготовленные в цехах специальных предприятий.
Штучный (планочный) паркет, выпускаемый в СССР, представляет собой прямоугольные деревянные планки с пазами и гребнями на кромках или с фальцем, которые служат для соединения планок между собой при настилке (рис. 1).
Штучный паркет бывает размером по длине 150, 200, 250,‘300 и 400 мм, по ширине от 30 до 60 с градацией через 5 мм и толщиной от 12 до 20 мм.
Планки наборного паркета должны иметь правильную геометрическую форму с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Размеры пазов и гребней должны быть одинаковыми на всем протяжении и расположены на одинаковом расстоянии от плаетей.
В зависимости от формы и размеров, по способу крепления к основанию и профилю кромок штучный паркет делится на четыре вида: 1) с пазом и гребнем — имеющий с двух смежных сторон пазы и с двух гребни, настилаемый на сплошной деревянный настил с прибивкой гвоздями; 2) с пазами, выбранными со всех сторон,— сопряжение планок осуществляется посредством вкладываемых в пазы деревянных реек (шипов), к основанию крепится гвоздями, 3) с косой кромкой — приклеиваемый к бетонному или другому основанию битумной мастикой, имеет все кромки с небольшой косиной; 4) с фальцем — имеющий со всех четырех сторон косой фальц, служит для зацепки паркета горячей асфальтовой массой или мастикой на бетонном основании.
Паркет с косой кромкой считается наиболее дешевым.
Наборный паркет, наклеенный на бумагу, представляет собой квадратные щиты размерами 400X400, 480X480 и 600X600 мм из планок шириной соответственно 20–25, 20–30, 25–35 мм (рис. 2).
Планки наборного паркета наклеивают на крафт-бумагу или на другую бумагу, соответствующую ей по качеству, при помощи клея типа декстринового, легко снимаемого вместе с бумагой без последующей промывки поверхности паркета водой.
Щиты наборного паркета должны иметь правильную геометрическую форму, -с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Планки в них должны быть подобраны по текстуре и цвету древесины и расположены симметрично, образуя четкий геометрический рисунок с прямыми линиями И правильными углами сопряжения.
Наборный паркет, уложенный на основание из деревянных брусьев, часто называют щитовым паркетам. Такой паркет изготовляют в виде щитов, состоящих из основания (фунда^ мента) и наклеенных на него паркетин (клепки) — облицовки. Толщина паркетин определяется породой дерева и назначением помещения, в котором укладывают паркет.
Щиты бывают размерами от 500X500 до 1500X1500 мм.
Процесс производства щитового паркета заключается в изготовлении из деревянных брусков основания щита, оборки и облицовки его.
Паркетины собирают и наклеивают на основание высококачественным [мездровым клеем или водостойким и биостойким смоляным клеем. Щиты укладывают на деревянную обрешетку и прибивают к ней гвоздями. Можно укладывать щиты непосредственно на выровненное и просушенное ‘бетонное основание пола. Щиты в этом случае скрепляют между собой скобами.
Щитовой паркет отличается богатством рисунка, монолитностью, долговечностью, малой трудоемкостью при укладке. К этому типу относится и художественный паркет.
Таким образом, щитовой наборный паркет входит в наш быт как непременный компонент художественной обработки интерьера, и богатейшее наследие в этой отрасли декоративного искусства должно быть шире использовано применительно к современным условиям.
Общественные здания должны быть украшены нарядными паркетами, в жилищах с успехом можно применять красивые и вместе с тем прочные паркеты из отечественных пород дерева (сосны, дуба и березы), которые выдержали длительное испытание в наших дворцах-музеях. Богатые и разнообразные формы старого русского паркета должны быть нами хорошо изучены, творчески переработаны и использованы для грандиозного советского строительства.
Щитковый паркет изготовляют из отходов производства мебели, дубовых бочек, планочного паркета и т. д. в виде щитков размером не более 500X500 мм, склеенных из планок.
Паркетная доска состоит из нижнего реечного основания и наклеенного на него верхнего покрытия из паркетных планок с прямыми гладкими кромками (рис. 3).
Паркетные доски изготовляют длиной 1200, 1800, 3000 мм и шириной 150 мм. В отдельных случаях разрешается поставка укороченных паркетных досок длиной 600–1200 мм, полученный в результате переработки отбракованных стандартных досок.
Кромки паркетных досок .имеют пазы и гребни для соединения досок между собой при настилке пола. Размеры пазов и гребней должны быть на всем протяжении одинаковы и расположены на одинаковом расстоянии от пла-стей. В пазах и гребнях допускается закругление углов.
Рейки основания паркетной доски изготоз-ляют из сосны, ели, лиственницы, кедра и пихты, а также из антисептированной древесины березы, ольхи, осины и тополя. В каждой партии паркетных досок рейки основания должны быть подобраны из древесины одной породы.
Древесина реек должна быть здоровой, без признаков гнили. Рейки могут быть цельными по длине или составными, стыки которых следует располагать вразбежку. При этом стыкуемые рейки основания не склеивают между собой ни по длине, ни по сечению. Нижняя часть рейки может иметь тупой обзол размером не более 1/3 ширины и толщины рейки. Ширина реек основания должна быть не менее 20 мм.
При ширине реек более 30 мм в них делают продольные пропилы шириной 2–3 мм по всей длине доски. Глубина пропилов не должна доходить более чем на 1—‘2 мм до верхней границы реек.
Планки лицевого покрытия склеивают с основанием паркетной доски водостойкими синтетическими клеями, в том числе феноло-фор-мальдегидными типов КБ-3 и СП-2, мелами-новыми типа ММФ и резерциновыми типа ФР-12. Склейка должна быть плотной и прочной.
Планки при наклейке подбирают по текстуре и цвету древесины. На рис. 4 показаны различные варианты расположения планок верхнего покрытия на паркетных досках.
Паркетные доски должны иметь правильную геометрическую форму с параллельными и взаимно перпендикулярными сторонами. Лицевая поверхность досок должна быть ровной и гладкой. На нелицевых поверхностях допускаются неровности в пределах отклонения по толщине планок и паркетных досок.
По требованию потребителя паркетные доски поставляют с лакированной поверхностью. Технические требования к качеству лака и лакированной поверхности устанавливают соглашением сторон.
Источник: popolu.ru
Из истории паркета
Трудно сказать, кто и когда именно придумал первым использовать дощечки из древесины для убранства пола. Основные свои выразительные черты паркет приобрел уже в эпоху средневековья. Однако, художественное оформление пола наводит на мысль, что идея интерьерного решения была позаимствована у древнегреческой культуры. Только в Европе альтернативой мозаичному полу из камня и смальты стал паркетный пол.
Если оттолкнуться в исследовании от места происхождения самого слова «паркет», то это приведет нас во Францию. Правда, в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя — предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Со временем ковры исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции.
В то время полы выкладывали разноцветными многоугольниками и звездами из дерева, на некоторых изображаются жанровые сценки, фантастические звери и птицы, геральдическая символика и вензеля владельцев. Французские интерьеры отличались особой роскошью и красотой. Каждый ансамбль в таких дворцах, как Версаль, Лувр, Фонтенбло отличается уникальными мозаичными паркетами.
Но и славянский паркет имеет свою многовековую историю. Мастера Древней Руси также были знакомы с принципом укладки паркетного пола. Само искусство устройства таких полов развивалось самостоятельно. Так, в XVI в. полы настилали из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название «в елочку» (пол назывался «косящатым»).
Клепки, в основном, укладывали на грубо распиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Такие факторы, как: широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве — создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
XVII в. — наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ т.н. «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. В России деревянные полы стали неотъемлемым элементом оформления помещения только в этот период. Они проектировались и изготовлялись вместе со стенами и потолками. Хоть такой паркет знали на Руси и раньше (уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве), но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.
К этому времени в Европе особую популярность приобрел «художественный» паркет, который изготовлялся особым образом. Над ним работали краснодеревщики, которые подгоняли каждую планочку из редких сортов древесины. Как один из элементов европейской культуры, с подачи Петра I, это веяние стало внедряться и в российское градостроительство.
Исторический факт: высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в Москве (мастерские Оружейной палаты). В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Эти мастера и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями.
В паркетных работах использовались отечественные породы (береза, дуб, клен, орех, сосна, лиственница, груша, ольха, яблоня, можжевельник, ясень, бук, граб). Помимо этого, стали применяться редкие и дорогостоящие сорта привозных деревьев. Среди них были бразильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз и др.
Из дорогих пород можно назвать черное эбеновое дерево («заморская черная береза»). Фиолетового цвета добивались с помощью палисандра, розовым тоном древесины отличается амарант.
А также использовали в паркетной укладке: желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, атласное (сатиновое) дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое деревья, тис, чинару, белый и красный кипарис, тую, самшит. Все это разнообразие рисунков и расцветки древесины давало возможность набирать эксклюзивные узоры паркетных полов. В зависимости от материалов паркет носил различные названия. Набранный из привозных деревьев паркет назывался цветным. Существовал также полуцветной — набранный из смешанных (местных и привозных) пород, штучный — набранный исключительно из местных пород деревьев, дубовый.
В XVIII в. мастер мог уложить за год несколько квадратных аршин паркета (один квадратный аршин = 710х710 мм). Он варил знаменитый рыбий клей из кожи осетровых рыб, использовал самостоятельно нарезанный паркет и инструменты собственного изготовления, названия которых (зынзубели, шерхебели, цынубили) для нас звучат как-то странно и даже экзотично.
Одним из лучших художественных паркетов XVII в. считается сохранившийся в Китайском дворце (г. Ломоносов). Не уступает ему и паркет в Останкинском дворце-музее в Москве. Художественный паркет дворца считается одним из самых впечатляющих образцов русского декоративного искусства.
Принцип симметрии в оформлении дворца сочетается с лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здания. Паркет Останкинского дворца выполнен в щитовом варианте. Каждый щит в основании имеет сосновые доски, на которые рыбьим клеем наклеен лицевой слой. Толщина слоя цветного дерева — 15-18 мм. Во дворце нет помещения, в котором бы повторялся рисунок паркета.
В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат. К последней четверти века существует изрядное количество фабрик, специализирующихся на массовом производстве паркета.
Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве — восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.
В XX веке фабричный паркет находит широкое применение в строительстве жилых домов, художественный же практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских «сталинских» высоток.
Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Но до сих пор не удалось восстановить всех технологических тайн мастеров-паркетчиков. Технологии укладки паркета постоянно совершенствуются, появляются все новые материалы: паркетные клеи, лаки, оборудование для циклевки, шлифовки паркета. Наряду с традиционными паркетными полами большое распространение получают ламинированные полы, ламинированный паркет. Но, несмотря на современные материалы и технологии, укладка художественного паркета — по-прежнему большое искусство, кропотливая работа истинного мастера.
Газета СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует. Все документы.
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №12 5/2008
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №11 4/2008
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №10 3/2008
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №9 2/2008
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №8 1/2008
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №7 12/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №6 11/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №5 10/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №4 09/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №3 08/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №2 07/2007
«СССР — Самстрой Самостоятельному Строителю Рекомендует» — №1 06/2007
Источник: sam-stroy.info