Технология устройство тротуарной плитки

Благоустройство придомовой территории невозможно осуществить без укладки тротуарной плитки, брусчатки. Такие изделия обладают повышенной надежностью и долговечностью, что делает срок их эксплуатации максимально продолжительным даже при условии регулярных нагрузок. Еще одно преимущество тротуарной плитки — очень широкий ассортимент, что дает возможность подобрать под каждую идею благоустройства территории, ландшафтный дизайн идеально подходящий вариант.

Интернет-магазин «МосКерам» уже более 10 лет специализируется на реализации разных строительных материалов, в том числе, и тротуарной плитки. Поэтому у нас вы всегда сможете приобрести керамические и бетонные изделия разных видов, форм, размеров и цветовых оттенков.

Нормативы

Порядок и нормы укладки тротуарной плитки регулируются следующими документами:

  • международными стандартами (ГОСТ) 13330 от 2016 г.;
  • СП 82.13330.2016;
  • соответствующими инструкциями и другими положениями, должным образом утвержденными на государственном уровне.

Проведение работ в соответствии с технологическими требованиями действующей нормативной базы существенно улучшает качество покрытия и продлевает его эксплуатационный срок.

Укладка тротуарной плитки, базовая технология

Преимущества

  • изделия, изготовленные по методике вибролитья толщиной до 4 мм. Главным образом их используют для покрытия пешеходных зон и отмосток. Цена на такие элементы, по сравнению с другими их видами, самая низкая.
  • вибролитые изделия толщиной до 6 мм применяются для мощения участков со слабоинтенсивным движением легкового транспорта – проездов, территорий АЗС и др.
  • плитка,произведенная способом вибропрессования. Считается самым прочным основанием, которое укладывают в местах с существенными нагрузками и интенсивным движением. Если первых два варианта покрытия можно изготовить дома самостоятельно, имея для этого специальное техническое оснащение, то вибропрессование изделия производится исключительно в заводских условиях.

У тротуарной плитки ряд таких неоспоримых достоинств:

  • продолжительный срок службы без потери технических характеристик;
  • высокие показатели противостояния воздействию атмосферных явлений. Дополнительно фрагменты покрытия, изготовленные из бетона, не подвергаются негативному влиянию химических соединений;
  • экономичность эксплуатационных расходов — если при укладке были соблюдены необходимые технические требования, покрытие практически не нуждается в проведении ремонтных работ;
  • эстетичный внешний вид — изделиями из бетона можно облагородить любую территорию, такое покрытие всегда выглядит престижно и привлекательно;
  • экологичность — в состав тротуарной плитки входят природные материалы, поэтому она безопасна для здоровья человека.

Рекомендации по укладке

Перед тем как приступить к монтажу дорожного покрытия, следует придерживаться основных рекомендаций производителя материала. Остановимся на них более подробно.

Выбор покрытия

На данном этапе важно предварительно определиться с функциональным предназначением плитки и конкретизировать предполагаемые нагрузки на ее поверхность. В зависимости от этого подбирается толщина изделий: чем чаще и выше предполагаются нагрузки, тем толще должны быть бетонные плоскости.

Согласно Действующему ГОСТу для территорий, которые не предусмотрены под проезд транспортных средств, допустимо использовать плитку толщиной от 4 см. Покрытие, рассчитаное на заезд легкового автотранспорта, должно иметь толщину не менее 6 мм. Участки с интенсивным движением нуждаются в укладке тротуарной плитки толщиной более 8 мм.

Сдвигоустойчивость

Это свойство плитки зависит от нескольких критериев:

  • более высокие показатели сопротивляемости пластическим деформациям имеет покрытие с нестандартной криволинейной формой (волны, соты и т. п). При укладке изделий стандартной формы — квадратов, прямоугольников, необходимо применять технику перевязки рядов — выкладывать их следует методом «елочки» или сдвига рядов;
  • швы покрытия рекомендуется направлять под углом в 45° по отношению к направлению предполагаемого движения автотранспорта.

При выборе плитки необходимо обратить внимание на ее эстетические характеристики и то, насколько гармонично она впишется в ландшафт конкретного участка.

Определение количества и толщины слоев основания

Чтобы провести это мероприятие грамотно, необходимо заранее определить тип почвы под основание. Для этого учитывают такие характеристики грунтового слоя, как текучесть, показатели просадочности, устойчивость перед атмосферными осадками и температурными изменениями и т.д.

Для наиболее точного определения вышеуказанных свойств почвенного состава необходимо воспользоваться услугами специализированных лабораторий. Если такой возможности нет, можно воспользоваться экспресс-определением, которое проводится с помощью специального портативного прибора.

Минимальные затраты по монтажу тротуарного основания предусматривают песчаные грунты. Более крупные расходы наблюдаются на глинистых и суглинистых почвах.

Важно! При укладке тротуарной плитки на подвижный тип почвы специалисты рекомендуют предварительно организовать под нее бетонную основу. На плотных грунтах вместо бетона используют цементно-песчаные смеси.

Основные варианты раскладки

Согласно традиционным дизайнерским приемам раскладки тротуарной плитки выделяют три варианта:

  • геометрическую — один из самых простых способов монтажа бетонного покрытия, для которого используют изделия, имеющие простую форму – квадрат, окружности, повторяющиеся элементы, Для наглядности подобные вариации раскладки изображены схематически;
  • хаотичную — данный способ покрытия характеризуется отсутствием какой-либо закономерности — элементы раскладываются вразнобой. Более эффектно смотрится покрытие, у которого не повторяются соседние фрагменты;
  • художественную — в каждом отдельном случае этот вариант носит авторский характер и является самым интересным и дорогостоящим. При укладке мастер может подчеркнуть отдельные элементы ландшафта или, наоборот, отвести от них внимание. Эксклюзивные дизайнерские решения могут потребовать изготовления плиточного покрытия под заказ с учетом индивидуальных размеров и цветовой гаммы.

Требования к основанию

Чтобы увеличить срок эксплуатации тротуарного покрытия, необходимо ответственно отнестись к закладке под него основания («пирога»). От того, насколько качественно и грамотно это сделано, будет зависеть ровность полотна, а также возможные нагрузки на него.

Согласно действующим нормативным актам, которые регулируют порядок укладки тротуарной плитки, подушка под мощение должна иметь такое устройство и отвечать следующим требованиям:

  • наличие дренажного слоя необходимо для активного отвода с поверхности мощения лишней жидкости;
  • гидроизоляционный слой (антифильтрационная система) — представляет собой специальную подложку, которая минимизирует риск накопления воды или других агрессивных жидкостей;
  • уклон тротуарной плитки для стока воды — водосток организуют в виде канавки, которая позволяет оперативно отвести большое количество жидкости, например, после обильных осадков;
  • равномерность распределения слоев — ровная базовая поверхность дает возможность в дальнейшем произвести укладку фрагментов с минимальными зазорами между ними;
  • прочность и устойчивость — данные характеристики базового основания предотвращают возможность смещения элементов покрытия, которое возможно при воздействии на мощение эксплуатационной нагрузки;
  • размеры углубления — в процессе подготовки основания специалисты рекомендуют предварительно выкапывать под него углубление. Его достаточная высота позволит организовать полноценную качественную дренажную систему и углубить до необходимого уровня само тротуарное мощение.

Важно! Те, кто не имеет опыта монтажа тротуарного покрытия, интересуются у профессионалов, можно ли проводить мощение на старое покрытие, например, асфальт. Однозначного ответа на этот вопрос нет, в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание его состояние.

Проводя укладку на старое основание, следует учитывать, что уровень нового полотна будет выше, что вызовет необходимость дополнительного оформления прилегающей к тротуарной поверхности территории. Некоторые специалисты для исключения возможного риска проседания почвы рекомендуют старое покрытие полностью демонтировать.

Если грунт на участке имеет сложную, пучнистую структуру, в качестве основы лучше использовать бетонную подушку. Она не только отличается высокой долговечностью, но и предупреждает смещение и деформацию плиточных элементов.

Варианты основания

Основу под полотно следует выбирать, исходя от выбранной технологии укладки, а также с учетом используемых материалов. На сегодняшний день популярностью следующие ее виды.

Песчаная смесь для укладки тротуарной плитки

Плиточные элементы подлежат укладке непосредственно на слой песка. Предотвратить смещение фрагментов относительно друг друга помогут бордюрные камни.

Данный метод часто применяют для мощения брусчатки большой толщины, рассчитанной на активную эксплуатационную нагрузку.

Пескоцементная смесь

Для плитки средней толщины чаще всего применяют песчано-цементный состав. Суть его применения заключается в следующем:

  • на гидроизоляционное покрытие равномерным слоем насыпают сухой песок;
  • поверх песчаной основы распределяют сухой цемент;
  • собранную таким образом подушку проливают большим количеством воды. Данное мероприятие позволяет смеси схватиться, что значительно увеличивает ее прочность.

Бетонное основание

Его главная особенность — способность выдерживать серьезные эксплуатационные нагрузки. Для создания прочного основания следует приготовить жидкий раствор бетона, который в дальнейшем распределяют равномерным слоем по поверхности участка.

Этапы создания основы

Организация классического варианта основания проходит несколько этапов, — «пирог» обустраивается послойно, где каждый слой играет свою роль. Поэтому есть необходимость рассказать об этом подробнее.

Земляные работы

Сначала необходимо вырыть траншею:

  • рунт необходимо вынуть по причине того, что его поверхность, как правило, имеет рыхлую структуру. В результате мощение не будет способно выдерживать вес материала и дальнейшие эксплуатационные нагрузки на него;
  • количество вынимаемой почвы необходимо контролировать с учетом того, что поверхность плитки должна находиться ниже на несколько сантиметров прилегающей территории. Таким образом, общая глубина траншеи должна составлять минимум 20 см. Если полотно рассчитано на интенсивное движение транспортных средств, глубину увеличивают еще на 8–10 см;
  • дно канавы тщательно утрамбовывают. С этой целью применяют специальное оборудование. При рыхлом дне траншеи его предварительно следует пролить водой, и только после этого провести уплотнение.

Организация дренажа

На уже плотное дно траншеи насыпают слой (не менее 5 см) песка. Далее его необходимо выровнять, после чего увлажнить и снова утрамбовать. При невозможности использовать для этого виброплиты, участок на некоторое время следует оставить в покое — сыпучая смесь после ее увлажнения уплотнится самостоятельно.

Поверх выровненного и утрамбованного слоя песка выкладывают щебень средней фракции, который обеспечит очень плотное прилегание и сбережет дренажные свойства материала.

Щебневая прослойка может немного просесть со временем. Для ее выравнивания применяют песок, подсыпая им проявившиеся неровности. Рекомендуемая оптимальная толщина дренажа должна составлять около 15 см, но не меньше ⅔ от общей.

Гидроизоляция

Чтобы предотвратить поступление лишней влаги к самому верхнему, несущему слою, на который непосредственно укладывается плитка, специалисты рекомендуют применять гидроизоляцию. Для этого используют популярный материал, который обладает отличными эксплуатационными свойствами – геотекстиль. Его главные плюсы:

  • находясь длительное время в непосредственной близости к воде, полотно не подвергается процессам гниения и не разлагается;
  • характеризуется высокой прочностью;
  • обеспечивает надежную защиту от протеканий.

Заменить геоткань можно обычной полиэтиленовой пленкой, сложив ее вдвое.

Важно! Отвод влаги будет более эффективным, если гидроизоляционный материал устроить под уклоном, сформировать который следует заранее — на этапе обустройства дренажного слоя.

Несущий слой

В качестве основания непосредственно под плитку применяют песок, песчано-цементную смесь или бетонный раствор.

Нюансы и последовательность работ

Среди основных стандартов и требований по укладке тротуарной плитки, выделяют такие:

  • монтаж плиточных изделий размерами до 60 см осуществляется вручную. Ширина шва между такой плиткой должна составлять от 5 до 8 мм;
  • для заполнения зазоров между элементами следует применять цементно-песчаную смесь;
  • укладку плитки начинают от самой нижней точки, оптически значимых границ и объектов (крыльца, беседки, альпинария и т. п);
  • монтаж покрытия следует проводить от себя, что не позволит нарушить ровность верхнего слоя;
  • перед началом работ, чтобы контролировать точное расположение швов, применяют шнур, натянутый по всей длине и ширине объекта. Дополнительно через каждые 3 проложенных ряда плиточных элементов прямолинейность кладки проверяют при помощи строительного правила или уровня;
  • в качестве вспомогательного инструмента для укладки плиточного полотна применяется специальный резиновый молоток — киянка;
  • бордюрные камни устанавливают перед началом мощения. С их помощью осуществляют обрамление участка по периметру, а также предупреждают осадку и смещение элементов покрытия.

Важно! Без специального навеса над объектом укладку плитки в дождливую погоду проводить нельзя.

Правила монтажа плитки в зимний период

Такие предварительные работы, как разметка полотна, формирование дренажного слоя и подушки под плиточное мощение, в обязательном порядке следует закончить до наступления устойчивых холодов. Когда устанавливаются минусовые температуры, объект необходимо законсервировать до потепления.

При укладке плитки зимой важно организовать подогрев основания. Согласно нормам действующего ГОСТа, проведение работ по укладке тротуарной плитки недопустимо во время снегопада и температуре ниже -15 °C.

Правила заделки швов и трамбовка

После завершения процесса укладки бетонного полотнища тротуарную плитку следует тщательно утрамбовать. Проводить процедуру уплотнения следует исключительно по чистой и сухой поверхности, начиная от краев территории и продвигаясь к центру.

В качестве механизма, который осуществляет трамбование однотонных плиточных изделий, следует использовать вибрационные плиты, для цветного полотна — плиты с полимерным покрытием. Осуществление мероприятия подручными инструментами может привести к искривлению поверхности мощения, образования на ней волнообразных неровностей.

После первой вибротрамбовки зазоры между бетонными фрагментами засыпают сухим, чистым, просеянным песком. В его составе не должно содержаться никаких примесей: органических материалов, соляных соединений, частиц глины. Фракционный материал должен легко проникать во все межплиточные щели. Его остатки аккуратно сметаются с поверхности покрытия при помощи мягкой щетки или веника.

Важно! Некоторые специалисты крайне не рекомендуют применять в качестве уплотнителя цементно-песчаную смесь — процесс ее устранения с лицевой стороны плитки крайне трудоемкий и затруднительный.

Далее осуществляется еще один этап прессования покрытия, после чего щели между плиткой повторно засыпают сухим песком и на некоторое время оставляют объект в покое.

Рекомендация! Для монтажа следует использовать плитку из разных паллет — это обеспечит ее равномерный, гармоничный цвет.

Правила эксплуатации

Чтобы уменьшить скольжение по тротуарной плитке зимой, ее лицевую поверхность посыпают сухим песком. Абразивные и содержащие соль составы для этих целей применять не рекомендуется — агрессивные вещества могут активизировать начало процессов эрозии.

Для уборки снега и наледи нельзя применять инструменты с металлической поверхностью — это может привести к механическим повреждениям плиточного полотна.

По мере загрязнения бетонное мощение следует мыть обычной водой.Купить качественную тротуарную плитку от лучших производителей вы можете в интернет-магазине «МосКерам». Опытные консультанты помогут вам экономно рассчитать нормы расхода цемента на 1 м² и других сопутствующих материалов.

Большой ассортимент строительных материалов, которые мы продаем, дает возможность подобрать изделия под решение любых задач. Мы с радостью встречаем каждого посетителя!

Источник: moskeram.ru

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

как кладут тротуарную плитку под авто

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

оптимальная толщина тротуарной плитки

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

При движении автомобиля продолжительность воздействия тяжеловесного транспорта на каждое отдельное изделие невысокая. Кроме того, прочность малогабаритной плитки выше за счет соотношения сторон и толщины.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

  • клинкерная;
  • вибропрессованная.

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

как класть плитку тротуарную для автомобиля

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

Важно правильно выбрать геотекстиль. Подходящим вариантом является покрытие с односторонним направлением влаги. Это позволит предупредить попадание воды назад — к слою бетона.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

правильная укладка тротуарной плитки под машину

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

Зависимость данных параметров:

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Стоимость напрямую зависит от характеристик изделий. В числе главных факторов, участвующих в ценообразовании, называют размеры. Так, в Москве приобрести 1 м² можно за 430-700 руб.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Габариты стоянки или парковки определяются в произвольном порядке — с учетом количества автомобилей, их габаритов. Размеры подъездной дорожки к дому должны выбираться на основании размеров машины и некоторого запаса.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

схема укладки тротуарной плитки своими руками

Возможные варианты:

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.

процесс укладки тротуарной плитки под парковку

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

укладка тротуарной плитки под машину авто

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

укладка тротуарной плитки под автомобиль

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Затем выполняется монтаж второго ряда — перпендикулярно движению автомобиля. На следующем этапе производится заполнение пространства обозначенного участка. Для уплотнения используют киянку. Наиболее удобный способ монтажа — сегментами по 1 м².

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится.

Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Источник: 1beton.info

Как уложить самодельную тротуарную плитку на даче: пошаговая инструкция

Сделать идеальную садовую дорожку непросто и недешево. Как сэкономить и не прогадать? Рассматриваемый пример сооружения пешеходной тропинки из самодельной плитки основан на использовании упрощенной технологии укладки на песок без применения ограждающих бордюров.

Выбор в пользу изготовления бетонной плитки своими руками уже основан на желании уменьшить расходы. Изделия отлиты, насколько точно получилось найти границу между экономией и качеством – покажет время. Приступаем к укладке тротуарной плитки и делаем садовую дорожку с малыми затратами.

Суть технологии:

Укладка самодельной тротуарной плитки своими руками

Классическое мощение брусчаткой подразумевает выемку значительного пласта почвы, устройство утрамбованного основания и обрамление периметра бордюрами. В определенных ситуациях допустимо сделать проще и обойтись без трудоемких операций.

Когда можно не снимать существующий слой грунта:

  • Отсутствует густая растительность.
  • Это песок, щебень или земля в уплотненном состоянии.
  • Уровень поверхности соответствует высотным отметкам будущего тротуарного покрытия.
  • Нет проблем с грунтовыми водами.

Бордюры допускается не ставить, если:

  • Дорожка предназначена для пешего передвижения.
  • Выравнивающая подсыпка будет в пределах 50–80 мм.

Какая тротуарная плитка подходит для упрощенной укладки:

  • Толщиной – от 35 мм.
  • Шириной – от 100 мм.

Как вариант, более мелкая брусчатка подойдет для заполнения внутренней части дорожки.

Цены на тротуарную плитку

Тротуарная плитка

Инструменты и материалы

Для укладки своими силами тротуарной плитки понадобится:

Необходимые инструменты для укладки тротуарной плитки

  1. Садовая тачка;
  2. Ведро;
  3. Лопаты – штыковая и совковая;
  4. Мастерок;
  5. Уровень строительный;
  6. Рулетка;
  7. Металлические колышки;
  8. Упругая бечевка;
  9. Молоток слесарный;
  10. Ножницы;
  11. Резиновая киянка;
  12. Болгарка и диск по камню;
  13. Лейка или шланг с распылителем;
  14. Веник.

Также при работе используют воду из бочки или из водопроводной линии. Рассчитываемое количество песка зависит от покрываемой площади и толщины выравнивающего слоя. В среднем одной тачки (6–7 ведер) хватает на устройство тропинки длиной около 2 м при её ширине в 60 см и толщине песчаной подушки 3–5 см, включая финишную засыпку швов.

С целью предотвращения вымывания песка из-под плитки в структуре дорожки применяют геотекстиль . Без нетканого материала могут «поплыть» плитки и полезть сорняки. Конечно, со временем растительность будет появляться и в верхнем слое, но с ней легче бороться – неглубокие корни запросто удаляются при ручной прополке.

Подготовка основания для дорожки

Перед укладкой определяем высоту расположения тротуарного полотна и оцениваем состояние грунта.

Предназначенный для мощения участок представляет собой утоптанную за многие годы тропинку, отсыпанную строительным мусором и слегка заросшую по бокам. Дорожка приподнята над окружающей поверхностью, вода с неё скатывается. Высота насыпи нас устраивает, как и ширина. Закрывать тротуарное полотно планируется самодельной бетонной плиткой размерами 45х140х210 мм.

Проанализировав состояние грунта и материал для мощения, делаем вывод – укладку дорожки реально выполнить по упрощенной технологии.

Прикинув будущие контуры тропинки, подрезаем штыковой лопатой верхний слой грунта на несколько сантиметров.

Выемка слоя почвы

Удаляем с поверхности редкую траву и выступающие более 10 мм камни, выдергиваем корни.

Снятие остатков растительности

Втыкаем лопату неглубоко, стараясь не нарушать утрамбованный пласт. В итоге получаем неглубокую траншею.

 Подготовленная траншея

Устройство выравнивающего слоя

Определяем границу дорожки и забиваем молотком колья. Привязываем бечевку на расстоянии 70–90 мм от земли, одновременно выставляя её не по горизонтали, а соответственно планируемому уклону дорожки.

Разметка контура тропинки

Заполняем траншею слоем песка толщиной в 20–30 мм, разгребая его штыковой лопатой.

Засыпка траншеи песком

Разравниваем насыпь, ориентируясь по шпагату и по пузырьковому уровню. Особой точности пока не надо, главное – создать ровное основание без ям и бугорков.

 Разглаживание выравнивающего слоя

Проливаем песок водой из лейки до момента образования на поверхности лужиц.

Орошение песчаного слоя

Степень готовности насыпи проверяем, походив по поверхности. На хорошо уплотненной песчаной поверхности остаются лишь неглубокие следы от ботинок.

Качественно пролитое основание

При необходимости добавляем песок, заполняя образовавшиеся впадины.

Заделка углублений

Снова работаем уровнем как правилом, вытягивая и сгребая излишки «к себе».

Снятие лишнего песка

Повторно орошаем и проверяем качество отсыпки . За один подход готовим участок длиной в 2–2,5 м, затем переходим дальше.

Укладка плитки на песок

Нарезаем геотекстиль по размеру и расстилаем по поверхности.

 Укладка нетканого материала

Устраиваем монтажный слой подсыпки , используя просеянный песок без глинистых и каменных частиц.

Заполнение песком

Разравниванием плоскость, выводя её на уровень размещения брусчатки. Расстояние от бечевки до песка должно выйти равным толщине плитки.

Использование уровня вместо правила

Уплотняем песчаный пласт с помощью воды, как и первый выравнивающий слой. Горизонтальность поверхности по ширине дорожки контролируем уровнем.

Проверка монтажного слоя

Уложив одну плитку, постукиваем сверху резиновым молотком и затапливаем в песок до уровня разметки.

Укладка первой плитки

Выравниваем сторону плитки по натянутому шпагату.

Точное выравнивание контура

Самодельные бетонные изделия часто различаются по толщине, следим за этим и добавляем песок, если нужно.

Досыпаем песок под тонкую плитку

Аналогичным способом укладываем остальные плитки, размещая их впритык. Обязательные технологические зазоры между изделиями, служащие для компенсации температурных колебаний, появятся сами, так как позднее произойдет небольшое расхождение плиток (2–3 мм).

Уложенная самодельная плитка

По ходу работы проверяем ровность укладываемого полотна уровнем и сразу устраняем недостатки.

Выложив всю садовую дорожку, отрезаем лишний нетканый материал на расстоянии 30–50 мм от края тротуарного полотна.

Обрезка геотекстиля

Финишная обработка дорожки

По обеим сторонам тропинки лопатой накидываем песок и разравниваем по верхней плоскости плитки.

Заполнение пустот песком

Мастерком заполняем промежутки между бетонными элементами.

 Заделка швов

Подметаем дорожку веником, убирая избыток песка или, наоборот, добавляя его в образовавшиеся пробелы.

Очистка поверхности дорожки

Теперь поливаем водой и смотрим, где следует повторить засыпку швов.

Уложенная садовая тропинка

После завершения всего разобранного процесса получаем ровную садовую дорожку, готовую к эксплуатации.

Дачная тропинка своими руками

Рассмотренный вариант укладки бетонной плитки – самый дешевый, но достаточно надежный при соответствующем подходе. Выполнив все условия технологической цепочки, вы получите долговечное тротуарное полотно, но значительно меньшей итоговой стоимости.

Видео — Укладка тротуарной плитки своими руками

Источник: stroyday.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...