Фаянс* — Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Обширный отдел изделий с черепом, проницаемым жидкостями, существенно отличается от отдела изделий с непроницаемым черепом, к которому относится фарфор, имеющий спекшийся стекловидный излом, просвечивающий при проходящем свете. Слово «Фаянс*» производят от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но надо припомнить, что во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название «Фаянс*» распространилось на обозначение вообще всяких итальянских изделий этого вида (XV и XVI стол.), а затем получило более обширное значение. На русском языке нет общего названия для всех видов Фаянс*, и в большинстве разумеют под этим именем белые изделия, политые прозрачною глазурью, часто украшенные рисунками (посуда, художественные украшения и проч.), вообще то, что на немецком языке обозначают словом «Steingut» и что отнесено Броньяром («Trait é des arts céramiques»), из мотивов чисто технических, но никак не художественных, к тонкому Фаянс* (faiences fines), при чем утрачено первоначальное название для настоящих итальянских Фаянс* с желтоватым и красноватым черепом, к которым чаще применяется название «майолика»; для некоторых особо твердых Фаянс* у нас употребительно название «опак» и пр. В английском и немецком языке та же сбивчивость терминов, вводящая нередко недоразумения за недостатком общего родового названия. Так, у англичан имеется ряд названий: delft-ware, majolica, eart h en-ware, iron-stone, flint-ware, queen’s-ware и проч., на немецком обыкновенно Steingut = feine Fayence. Приняв вышеизложенное общее определение Фаянс*, можно с достаточной ясностью отличить следующие его разновидности, основываясь на составе массы черепа, который до известной степени обусловливает и состав глазури, а следовательно, определяет способы приготовления.
Мрамор будет и в интерьерах 2023! Люкс Дизайн.
Поливной Фаянс* с легкоплавким глинистым черепом. Тесто для формования и лепки состоит из легкоплавкой, но никогда не нагреваемой до сплавления кремнеземистой или песчаной глины, содержащей довольно значительное количество плавней (окись железа, щелочи и щелочные земли). Тесто этого разряда заминается из одного или нескольких сортов глины, которые почти всегда очищаются отмучиванием; в случае надобности к тесту прибавляют песок и очень редко «жженку» (обожженная глина того же сорта). Полива большей частью свинцовая и в некоторых случаях борно-щелочная. К этой разновидности Фаянс* относится вся хозяйственная утварь, употреблявшаяся в домашнем обиходе с XII по XV стол.; в настоящее время эти изделия применяются только среди других (горшки и проч.) или как простая дешевая посуда (кружки, умывальники). Производство этих сортов, разделка (формовка) их на вращающихся гончарных станках и от руки (а в формах — для посудных ручек, носиков, ножек и разных украшений) ведется в небольших мастерских — близ глиняных залежей; особых приспособлений для сушки сырых изделий почти не применяется ради их дешевизны. Высушенные изделия покрываются поливой или непосредственно после достаточной сушки их на воздухе, или после предварительного обжига, в результате которого изделия приобретают гораздо более значительную твердость; но в этом последнем случае требуется вторичный обжиг для сплавления поливы, и изделие выходит дороже. Свинцовая полива составляется из смеси мелкого песка или измельченных кварца или кремня с суриком или другим соединением свинца в такой пропорции: кремнезема 28,8—44,7 част., а окиси свинца 71,2—55,3 част. (от PbO, 1,5 SiO 2 до PbO, 3SiO 2); количество кремнезема для этого сорта изделий не должно быть выше 3 паев на 1 пай окиси свинца, потому что тогда полива была бы настолько тугоплавкою в огне, что череп изделия по своей легкоплавкости потек бы или деформировался при остекловании на нем поливы. Другая граница наибольшего содержания свинца — к которой приближаются на деле, особенно в тех случаях, когда в глазурь намешивают от 5% до 20% глины, употребленной на изделие, и тем уменьшают легкоплавкость поливы, — лежит у пропорции 1-го пая окиси свинца на 1,5 пая кремнезема; больший избыток окиси свинца остался бы несвязанным, и полива оказалась бы чересчур мягкою и неустойчивою в употреблении. Свинцовая полива указанных составов приготовляется особо и представляет по сплавлении на изделии прозрачное и почти бесцветное стекло, а потому, находясь на поверхности изделия, не изменяет присущего черепу цвета, придавая ему блеск и большую яркость. Для получения поливы бурого цвета к указанному составу прибавляют от 5% до 12%, перекиси марганца (пиролюзит), для зеленого цвета — медной окалины от 2% до 3%. При недостаточно полном обжиге или избытке окиси свинца полива оказывается настолько непостоянною, что в посуде для варки пищи при ее употреблении содержащийся в поливе свинец легко растворяется в кислых жидкостях и может произвести отравление; вследствие этого вводят в свинцовую поливу щелочи для образования более прочного двойного соединения свинца и щелочи с кремнекислотой, напр. по следующей пропорции: раствора Фуксова натрового стекла в 50° Боме — 100 част., сурика 25 част. и измельченного кварца 15 част. Иногда окись свинца исключается совершенно, и тогда состав поливы выразится в следующих отношениях: кремнезема — от 60,5 до 58,6; борной кислоты — от 11,5 до 18,0; глинозема — от 13,0 до 12,0; извести — от 5,6 до 9,0; щелочей от 9,4 до 2,4. На массу черепа более кремнеземистую для прочности поливы употребляют более щелочной состав Зегера, а на глиноземистую — более известковый. Обжигание описанных изделий производится в небольших горизонтальных печах с одиночною топкою; для более крупного производства таковые заменяются с выгодою круглыми печами с нисходящим пламенем (см. далее о полевошпатовом Фаянс*).
Кирпичи, черепица, изразцы и проч. строительный материал с архитектурными украшениями, покрытые прозрачною и цветною поливою, производились еще в глубокой древности египтянами и персами и на Востоке в X в.; в Европе благодаря употреблению свинцовой поливы производство это распространилось ок. XIII в. и существовало до XVI стол., когда оно почти исчезло; оно снова возродилось в ХIХ стол. и получило в настоящее время обширное распространение. Этот вид Фаянс* часто носит название терракотовых изделий. Древние египетские и персидские изделия этого вида имеют массу, весьма богатую свободным кремнеземом, в настоящее же время эти предметы производятся из легкоплавкой глины, кроме некоторых мелких украшений. Так как не всякая легкоплавкая глина пригодна к воспринятию поливы вследствие того, что для этого требуется плотная и гладкая поверхность, то для более пористых глин недостаток этот частью устраняется сглаживанием и давлением на поверхность, а также наложением слоя более тонкой глины (ангоб). Окрашенные (цветные) поливы изготовляются обыкновенно из сообщенной выше свинцовой поливы, к которой прибавляется один или несколько окрашивающих окислов в количестве приблизительно от 0,5% до 5% — 8%, смотря по желаемому оттенку. Оранжевый или красный цвет получается при свинцовой поливе без прибавления окрашивающих окислов; в этом случае пользуются цветом массы черепа, который от наложения прозрачной поливы получает более интенсивный оттенок, как это объяснено ранее. От прибавления к поливе перекиси марганца получаются бурые оттенки, которые могут быть доведены до весьма темного цвета, а с прибавлением к марганцу окиси железа и небольшого количества окиси кобальта получается совершенно черный цвет. Смесь окиси железа и марганца на желто-оранжевом черепе производит красно-бурые оттенки, окись меди — зеленые и окись кобальта — синие. Bсе другие окраски можно получить посредством наложения ангоба (наслоение на поверхность глиняного теста, приготовленного из белой глины, глины, окрашенной в массе) и с помощью непрозрачных (глухих) полив или эмалей, которые получаются прибавлением к свинцовой поливе окиси олова для уничтожения прозрачности и затем окрашиванием подходящими окислами. Нанесение полив и ангоба почти всегда производится на достаточно высушенные изделия без предварительного их обжига; только тонкие, а потому хрупкие предметы первоначально обжигаются. Вследствие того, что на поливы при обжиге печные газы могут действовать неблагоприятно в смысле изменения тонов окраски, обжиг предпочтительно производится в муфельных печах или внутри капселей в круглых периодически действующих печах. При большом производстве кирпича и черепицы, как предметов более дешевых, обжигание может быть произведено в обыкновенных печах непрерывного действия, в особенности, если таковые имеют газовое отопление (см. полевошпатовый Фаянс*).
Облицовочные плитки и лещади с разноцветными инкрустациями (carreaux encaustiques) заслуживают особого упоминания вследствие развития этого производства в настоящее время. Начало этого производства относится к XII веку; особенно широкое распространение оно получило около XIV и XV столетия во Франции, Англии и Фландрии для облицовок и выстилки полов. Способ приготовления разбивается на следующие операции. 1) Формовка глиняного теста от руки. 2) Достаточно подсушенные плитки подвергаются прессованию в форме с целью получения посредством патрона углубленного рисунка, приблизительно около 2, 3 и 5 мм глубины. Формовка может быть упрощена и сокращена употреблением пресса с металлической формой, на дне которой помещается гипсовый патрон желаемого рисунка. Предварительно заготовленную лепешку из более тонкого теста для казовой части плитки помещают на гипсовый патрон и затем заполняют форму более грубым тестом для оборотной стороны плитки. Достаточным давлением пресса обе массы глиняного теста соединяются, и одновременно получается углубленный рисунок. Употребление двух глиняных масс теста имеет целью сберегать более ценную тонкую глиняную заминку. 3) Заполнение полученного углубленного рисунка жидким глиняным тестом другого цвета соответственно назначенному рисунку и соскабливание избытка последнего с поверхности металлической линейкой с острым ребром. 4) Уплотнение поверхности плиток, по достаточном обсыхании, посредством колотушек. 5) Нанесение на поверхность высушенного изделия свинцовой поливы посредством поливания. 6) Обжиг, который производится в муфельных печах или обыкновенных круглых печах с приспособлением капселей. Необходимо заметить, что окрашенное глиняное тесто, служащее для заполнения углубленного рисунка, должно быть приготовлено относительно основной массы плитки с значительно большим количеством противопластичных веществ, для того чтобы сравнять усушку обеих масс, в противном случае более жидкое тесто будет усыхать более и отстанет от стенок углубления.
Художественная nоcyда, блюда, вазы и различные украшения из легкоплавкой глинистой массы поливного Фаянс* отличаются от прочих поименованных выше изделий только тщательностью и художественностью обработки. При формовке главное внимание техников обращается на изящество формы и художественность украшений, производимых лепкой от руки или прессованием в гипсовой форме и последующей затем налепкой на тело черепа или наложением белых и цветных рисунков жидким тестом (барботина) посредством выливания его из сосудов с заостренным носиком и окончательной отделкой кистью; способ этот на французских заводах называется «pastillage». Поливы — свинцовые и большею частью прозрачные, окрашенные в зеленоватые, синеватые, фиолетовые и проч. оттенки. Для скрытия цвета черепа изделия эти часто покрываются темно-бурым или белым ангобом, по которому наносятся рисунки барботиной; к таковым относятся изделия из Туна и Шварцвальда. Известные Фаянс* Бернарда Палисси по свойству черепа и поливам принадлежат к описываемому виду изделий и служат образцом для многих производителей художественного поливного Фаянс* В последние годы производство декоративного поливного Фаянс* приняло большие размеры, для чего устроены большие специальные заводы, особенно во Франции и Германии.
Заводское составление поливы начинается предварительным изготовлением «первача» (фритта), который служит основанием поливы и обжигается для получения однородности смеси. Вот 2 примера состава «первача»: 1) полевого шпата — 35, песка — 18, сурика — 16, буры — 22, каолина — 3, мела — 6; или без употребления свинца: 2) полевого шпата — 30, песка — 22, буры — 30, каолина — 3,5, поташа — 4,5, мела — 11; соответственные поливы следующие: 1) первача — 82, свинцовых белил — 8, полевого шпата — 10; 2) первача — 65, свинцовых белил — 24, полевого шпата — 11. Чтобы уничтожить желтоватый оттенок черепа, поливу подсинивают незначительным количеством окиси кобальта, а именно, смотря по оттенку, от 0,0005 до 0,001 по весу поливы. Фаянс* рассмотренного состава представляет переходную ступень к полевошпатовому Фаянс*, который в настоящее время получил почти повсеместное распространение. Хотя Фаянс* terre de pipe по достоинствам своим уступает настоящему полевошпатовому, но для производства дешевых изделий он оказывается весьма полезным, что видно из того, что в сев.-вост. Франции и в Зап. Германии он производится в довольно большом количестве. Из предыдущего очерка видно, как с течением времени изменялся состав Фаянс* и вместе с тем получились разнообразные его виды, переходя от легкоплавких глинисто-известковых масс со щелочно-свинцовою и оловянною поливами постепенно к трудноплавким белым глинистым массам с введением в состав каолина и полевого шпата и поливами, содержащими в составе своем борные и щелочноземельные соединения свинца.
5) Полевошпатовый Фаянс* представляет твердый белый череп, масса которого состоит из глинисто-щелочного трудноплавкого основания, крытого прозрачной твердой свинцовой поливой, заключающей в себе борно-щелочные соединения и глинозем. Белый цвет черепа в разновидностях этого Фаянс* часто имеет оттенок слоновой кости. В изломе полевошпатовый Фаянс* представляется мелкозернистым и пористым, в весьма немногих случаях имеет следы спекания массы и при этом слегка просвечивает, что приближает такие сорта к фарфору. Название «тонкий Фаянс* » (faiences fines), введенное Броньяром в его классификацию, часто относят ныне к этому Фаянс*, разумея высокие его сорта. Производство тонкого Фаянс* начато в Англии, где оно сосредоточивается в Стаффордширском округе (Staffordshire) в городах Burslem, Hanley, Longton и других, где развилось в обширную промышленность с годовым оборотом до 100 млн. франков, что составляет почти две трети всего Фаянс*, обращающегося в торговле. Начало производства полевошпатового Фаянс* относится к 1760 г., когда он был впервые выпущен в торговлю известным заводом Веджвуда (Wedgwoud). Фаянс* этого времени имел желтоватый оттенок (cream-colour) и крылся свинцово-щелочной поливой; впоследствии цвет и твердость черепа улучшены Веджвудом, и такой более блестящий товар получил название «Queen’s Ware», в честь Шарлотты, супруги короля Георга III. Из известных английских заводов можно назвать завод Davenport’a в Burslem’e и Minton’a в Longton’e, отличающиеся дешевизной и высоким качеством изделий, в особенности столовой посуды и туалетных принадлежностей.
Источник: www.brocgaus.ru
Кафель, фаянс или керамогранит: как правильно выбрать плитку для ванной комнаты
Белая классическая плитка, теплая плитка под дерево или под природный камень, как в спа-салоне? Плитка – нестареющий хит ванной комнаты. Практичная и долговечная плитка поистине благотворна для этого самого «дождливого» помещения в доме. Сегодня для ванной предлагается плитка в бесчисленном множестве материалов, размеров и цветовых решений.
Какой стиль плитки выбрать? На каком размере остановиться? Предлагаем Вам полный набор советов по выбору плитки, наиболее подходящей Вашей ванной и отвечающей Вашим предпочтениям и образу жизни.
Первым делом выбираем материал
Клинкерная, цементная плитка, бургундский камень или мозаика… Богатство выбора плитки открывает перед Вами бесконечные возможности дизайна ванной комнаты. Но что вообще такое — плитка? Если Вы планируете плиточную отделку ванной, Вам необходимо выбрать из нескольких основных типов облицовки для пола и стен. Выделяют две больших группы плитки: натуральный камень и керамика.
Ванна SOFA с облицовкой под камень
- Натуральный камень: как правило, речь идет о граните или мраморе. Помимо естественного внешнего вида природный камень обладает высокой прочностью. Плитка из натурального камня прекрасно подойдет для напольного покрытия часто используемой ванной.
Керамика:
- Керамогранит: в данном случае речь идет не о природном граните, а о разновидности керамики. Гранитную плитку легко класть и за ней легко ухаживать: она очень прочна, проста в эксплуатации и идеально подходит для семейной ванной комнаты, куда то и дело кто-то заходит.
- Обожженная глина: плитка из обожженной глины пользуется особой популярностью благодаря эстетичному внешнему виду и простой элегантности. Для использования в ванной комнате плитки из обожженной глины с пористой структурой необходимо нанести на нее водоотталкивающее покрытие.
- Цементная плитка: ультрамодная цементная плитка в уникальном графичном оформлении чаще всего используется именно в ванных комнатах. Хотя и очень удобная, она все же требует специальной обработки против пятен, чтобы оставаться чистой. Кроме того, она дороже классического кафеля.
- Фаянс: фаянсовая плитка из смеси глины и каолина применяется для облицовки стен. Глянцевая поверхность придает ей блеск и сияние.
- Стекломасса: мелкая плитка из стекломассы имеет широкую цветовую гамму и прекрасно подходит для ванной комнаты.
Простое очарование клинкерной плитки, природное тепло дерева, современный городской стиль бетона… современный кафель имитирует множество фактур. Он позволит Вам создать тот стиль , о котором Вы мечтаете, оставаясь очень легким в эксплуатации (влаго- и ударопрочность, износостойкость, простота ухода).
Размер имеет значение
Вам больше по душе мозаика или формат XXL? В ванной комнате можно использовать кафель самых разных размеров. Сегодня в моде широкоформатная плитка (чаще всего используют крупную плитку размером 60 X 60 или 80 X 80 см и даже размером 60 X 120 см). Как правило, плитка имеет квадратную форму, но также можно найти более оригинальные конфигурации (шестигранники, восьмигранники и т.д.).
Широкоформатная плитка обладает рядом преимуществ. Она зрительно увеличивает пространство, что неоценимо для небольших помещений.
Встраиваемый модуль WATERTILE выделяется на темной плитке
Остановив выбор на светлых оттенках, Вы дополнительно усилите ощущение простора в ванной комнате. С точки зрения практичности крупная плитка упрощает уборку ванной: меньше швов – легче мыть.
Тем не менее, во влажных помещениях мелкая плитка также имеет массу преимуществ: благодаря многочисленным швам напольное покрытие будет менее скользким. Удобное решение для тех, кто не желает поскользнуться, выходя из ванны или душа. Визуально мелкая плитка способна внести нотку теплоты в дизайн помещения.
Цвет задает настроение
Лаконичная природная атмосфера для расслабления и медитации? Изысканные цвета, которые перенесут Вас на жаркое средиземноморское побережье? Сочные оттенки для заряда бодрости в начале дня? При выборе цвета плитки для ванной комнаты можно, конечно, поддаться порыву, но не следует упускать из виду и практичные соображения. На самом деле, цвет пола влияет на восприятие пространства помещения: светлые тона увеличивают пространство и наполняют его светом, а темные тона согревают и расставляют акценты в дизайне.
Атмосфера уюта и релакса создается благодаря стильной плитке в тандеме с ванной EVOK
Стоит отметить, что цвет плитки также влияет на простоту уборки ванной комнаты: пыль лучше видна на белом, а известковый налет – на черном. Так что же лучше выбрать? Избегайте полностью белой или полностью черной облицовки, лучше остановите выбор на пастельных оттенках, цементной плитке, либо вариантах под дерево или природный камень.
Учтем технические детали
Плитка – это, безусловно, долговечное покрытие. И все же прочность плитки может быть разной.
Качественная плитка обеспечивает надежное крепление смесителя EDGAR
Европейские стандарты PEI позволяют нам разобраться в этом: согласно этим стандартам, плитка может иметь пять градаций прочности. Если ванной комнатой пользуется только один человек, достаточно «единички». Если же ванная рассчитана на большую семью и в ней расположен унитаз, то выберите индекс повыше.
По стандартам MOHS подверженность плитки царапинам измеряется по шкале от 1 до 10. Стандарт NF UPEC ставит плитке «оценку» от 1 до 4 по прочности, износу и устойчивости к вмятинам (следы от обуви, ножек мебели или стульев и т.д.), пористости и устойчивости к бытовой химии.
А стандарт ABC, который особенно важен для ванной комнаты, позволяет определить индекс скольжения босых ног по плитке.
Подберем герметик
Существует 3 основных типа герметика для укладки плитки в ванной комнате. Помимо прочего, сейчас выпускаются цветные герметики, которые идеально сочетаются с кафелем, выбранным для ванной комнаты. Подобранный в тон герметик не виден на фоне плитки — поэтому ванная комната выглядит гармонично.
Лаконичная плитка в монохромных цветах подчеркнет выбранные Вами аксессуары — полочки Panolux для душа
Контрастные герметики, напротив, делают оформление ванной рельефным благодаря четким графичным линиям.
- Так называемые классические цементные герметики известны своей влагостойкостью и огнеупорностью.
- Эпоксидные и полимерные герметики предназначены для защиты от воды и влажной окружающей среды и прекрасно подходят для ванной комнаты.
- Специальные герметики: например, теплый пол ставится на термостойкий герметик, который выдерживает сильные перепады температур.
Памятка по правильному выбору кафеля для ванной комнаты:
- Выбираем материал
- Уточняем размер
- Выбираем цвет
- Учитываем технические детали
- Подбираем герметик
Источник: www.jacobdelafon.ru