При том санатории был старинный паркет

Стыдно, женка. на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно.

Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

ЗАДАНИЕ 1
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

ЗАДАНИЕ 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПИСЬМО́. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным.
2) ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц. Волк вышел на охоту.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ОТЕЛЬ Санаторий & Спа «Старинная Анапа»/ ПОТРАТИЛ 10.000р. ЗА 1 ДЕНЬ


3) ИГРАЮЩИЙ. Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играющие в саду.
4) НАТУРА. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия в отличие от изображённого. Рисовать с натуры.
5) ИЗВЕСТИЕ. Сообщение о чём-н. Неприятное известие.

ЗАДАНИЕ 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте наряду с нейтральной лексикой используется разговорная и просторечная лексика (женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не, вводное слово «видно»).
2) В тексте присутствует слово с оценочным суффиксом.
3) Текст представляет собой фрагмент делового письма, так как он адресован жене автора.
4) Выразительность текста обеспечивается следующими синтаксическими средствами: инверсией, вопросительным предложением. Эмоциональность тексту придает повтор слова «скверный».
5) Автор выражает свое возмущение, употребляя отсутствующую в языке форму множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

1245
Если решили задание неправильно, рекомендуем обратиться к пособию «Анализ текста»

ЗАДАНИЕ 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) отдАв
2) приручЁнный
3) откУпорить
4) Оптовый
5) тОрты

ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лена долго стояла на ВЫСОКОМ берегу, глядя, как пароход скрывается за поворотом реки.
Из груди актрисы вырвался тяжёлый ВЗДОХ.
Как показал опрос, проведённый исследовательским центром, 45 % россиян, имеющих постоянную работу, считают своё рабочее место КОМФОРТНЫМ.
Современные историки утверждают, что родиной ДЕЛОВИТОГО этикета является Италия.
Победителям конкурса АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства были вручены ценные призы.

ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запищите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ путёвку
ЖЖЁТ листву
с ВОСЬМИСТА воинами
выбрали место ПОСУШЕ
ситцевых ПЛАТЬЕВ

восемьюстами

ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) д..рижировать, тр..петать, вбл..зи
2) безотл..гательный, д..лёкая, пов..р
3) сист..матизация, сх..матический, зат..мнённый
4) к..мпонент, предл..гается, ум..лчать
5) обн..вленный, сост..вление, ф..рмулировка

23
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..дейный, роз..ск. пост..мпрессионизм
2) ни..послать, (смотрит) и..подлобья, бе..принципный
3) пр..чудливый, пр..беречь, пр..волжский
4) сош..ют, пас..янс, без..языкий
5) поз..прошлый, пр..дедушка, пор..ссуждать

235
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) испыт..вать, потреб..вать
2) ливн..вые (дожди), ослаб..вать
3) задумч..вый, (новый) владел..ц
4) вывеш..вать, завистл..вый
5) раскрепощ..нность, еж..вые (рукавицы)

24
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разве..шь (сомнения), знач..мый
2) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый
3) бормоч..щий (во сне), (родители) науч..т
4) провер..шь, (кот) мурлыч..т
5) (фонтан) брызж..т, постро..нный (дом)

25
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.
Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
Письмо (НЕ)ОТПРАВЛЕНО, хотя уже давно написано.
Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.

несходство
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.
Одно и ТО(ЖЕ) событие может оцениваться (ПО)РАЗНОМУ.
СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.
Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

чтобыпоэтому
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

124
Если испытываете затруднения с заданием, изучите теорию и обратитесь к пособию «Исключения и трудности орфографии ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников.

ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.
(В. С. Высоцкий)

ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В самом раннем возрасте (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал того (3) что говорили (4) догадался (5) что спорили о нём.

ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Ненецкий заповедник — один из самых молодых заповедников в России. (2)Он был основан в 1997 году. (З)Цель деятельности заповедника — охрана и изучение природных экосистем восточноевропейских тундр, дельты реки Печоры, островов и прибрежных акваторий Баренцева моря. (4)Морские острова являются местами гнездования птиц, в том числе редких и исчезающих. (б)Преобладающий тип ландшафта — арктическая тундра, граничащая с зоной вечной мерзлоты. (б)Самое красивое, по общему мнению, место заповедника — это дельта Печоры. (7)Но и тундра, и приморская часть по-своему прекрасны и неповторимы. (8)Летом заповедник становится надёжным пристанищем для огромного числа птиц самых разных видов, для которых этот суровый край является родиной. (9)Появляются в заповеднике из ледяных пустынь океана белые медведи, а из морских млекопитающих — морж, усатый кит и даже нарвал.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и. (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией.
2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.
3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.
4) Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.
5) В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик вынужден был признать правоту собеседника.

ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.
2) Предложение 8 содержит описание.
3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.
4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.
5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

широкойузкая

ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

ЗАДАНИЕ 26
«Отношение персонажей к происходящему в посёлке автор передаёт с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 17–20, 25–42). Неравнодушие рассказчика обнаруживает синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 3, 26). Тропы: (В)__________ («задиристый хохолок» в предложении 24) и (Г)__________ («как петушиный гребешок» в предложении 24, «как будто доклад читает» в предложении 57) – помогают понять отношение рассказчика к собеседнику».

Список терминов:
1) эпитет
2) литота
3) фразеологизм
4) сравнение
5) профессиональная лексика
6) восклицательные предложения
7) риторический вопрос
8) диалог
9) ряд однородных членов предложения

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исключения ЕГЭ

Исключения и трудности орфографии ЕГЭ

Источник: rustutors.ru

При том санатории был старинный паркет

Задание №4545.
Смысловая и композиционная целостность текста. ЕГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

— (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? — спросил я. — (12)С полами, дверями и окнами?

— (13)Полы, двери и прочее — всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

— (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

— (18)Жалко, — говорю, — что не сохранилось всё это.

— (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, — сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

— (25)Как не имеет ценности? — говорю. — (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

— (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

— (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

— (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

— (34)А что, не жаль храма?

— (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят — эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

— (39)И парка не жаль?

— (40)Парк — природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

— (44)Смотрите, — говорю, — сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

— (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

— (47)Вот и хорошо, — говорю. — (48)Увеличился посёлок за полвека?

— (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

— (53)А это, — говорит, — знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили — это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

— (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна — стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией.

2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.

3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.

4) Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.

5) В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик вынужден был признать правоту собеседника.

Пояснение:
Высказывания под номером 1 и 2 соответствуют содержанию данного текста.

Показать ответ
12|21

Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке

Источник: exam-prep.ru

Притом или при том – как правильно пишется слово и как легко запомнить правило, чтобы не путаться

Притом или при том – как правильно писать слово

Слово «притом» надо писать слитно, если его можно заменить на слово «кроме того». Например: «Я уже сдал все работы, притом у меня много пятёрок в четверти» – «Я уже сдал все работы, кроме того, у меня много пятерок в четверти». В остальных случаях надо писать раздельно – «при том».

Еще один хороший способ проверить себя – поставить после «при» слово «вон». Если оно ставится – пишем раздельно: «При том человеке» – «При вон том человеке».

Это была краткая формулировка правила, которую вы сможете быстро запомнить. Давайте теперь углубимся в детали. Прочитайте статью до конца, чтобы знать, как правильно объяснить эту орфограмму на уроке русского языка в школе.

В каких случаях нужно писать «притом»

Мы пишем это слово слитно, когда оно является союзом. Это один «цельный» союз «притом», внутри которого невозможно выделить отдельный предлог. Если это союз, то:

  1. К нему невозможно задать вопрос ни от одного слова в предложении.
  2. Он не может являться никаким членом предложения.
  3. Он не имеет лексического значения.

То есть слово «притом» ничего не обозначает. Оно нужно только для того, чтобы связать два простых предложения в составе сложного: «У меня нет настроения, притом на улице холодно».

Если «притом» – единый и неделимый союз, то мы не можем использовать «при» в вопросе к какому бы то ни было члену предложения. Сравните:

  1. Я очень устал, притом мне сегодня плохо спалось.
  2. Центр изучения языков находится при том посольстве, которое указано на карте. Центр находится (при чём?) при посольстве.

В первом предложении мы не можем использовать «при» в вопросе, потому что это приставка, то есть часть слова, а не предлог, не отдельное слово.

В каких случаях нужно писать «при том»

Раздельно слово «при том» пишется тогда, когда «при» является предлогом, а «том» – указательным местоимением.

Если «при» – предлог, значит мы легко можем использовать его в вопросе к одному из слов в предложении. А именно к тому, которое стоит после слова «том». Например: «При том учебном заведении был большой ботанический сад» – «Ботанический сад был (при чем?) при заведении». «При том колледже есть лаборатория» – «Лаборатория есть (при чем?) при колледже».

Между предлогом и следующим за ним словом всегда можно поставить какое-то другое слово. Давайте попробуем это сделать:

  1. При вон том посольстве есть центр изучения иностранных языков.
  2. При как раз том университете был ботанический сад.

Поскольку «том» у нас является самостоятельным словом, а не союзом, его можно заменить другими словами самостоятельных частей речи. Например, прилагательными:

  1. При нашем университете был ботанический сад.
  2. При иностранном посольстве есть центр изучения иностранных языков.

Лайфхак

Как легко запомнить, что «том» – указательное местоимение? Вытяните УКАЗАТЕЛЬНЫЙ палец, покажите им на какой-то предмет и скажите: «При ТОМ окне/ковре/пододеяльнике/бутерброде/хомячке».

Когда мы говорим слова «тот», «этот» – мы как раз УКАЗЫВАЕМ на определенные предметы. Поэтому они и являются указательными местоимениями.

На уроке русского языка учитель может вас спросить: “Какими членами предложения являются слова «притом» и «при том»?” Отвечайте так:

  1. Слово «притом» – союз. Оно никогда не является членом предложения и никак не подчеркивается при синтаксическом разборе.
  2. Слово «при том» представляет собой сочетание предлога «при» и указательного местоимения «том». Предлог «при» не является членом предложения, а местоимение «том» выполняет функцию согласованного определения.

Если учитель будет спрашивать, почему определение именно согласованное, вы скажите ей так: «Потому что местоимение «тот» СОГЛАСУЕТСЯ в роде числе и падеже с тем существительным, которое стоит после него». И приведите пример: «При том дереве – при той горе – при тех деревьях».

Этого будет вполне достаточно. Пятёрка вам гарантирована.

Что еще почитать

Посмотрите вот это видео по слитному написанию союзов. Оно общее, учитель рассказывает одновременно про несколько союзов, которые подчиняются общему правилу. Ролик поможет вам лучше систематизировать свои знания.

Если вам надо подтянуть уровень русского языка, я могу вам порекомендовать несколько хороших полезностей. Во-первых, я собрал в интернете несколько пособий по русскому, которые подготовили учителя-практики. Эти пособия очень хорошо систематизируют знания, кроме того, они написаны понятным языком, чтобы школьники легко могли разобраться. Я настроил отправку архива с этими пособиями на электронный адрес – напишите свой e-mail здесь, архив вам автоматически отправится.

Дальше. Пробегитесь глазами по моей статье-подборке с курсами по русскому языку и по вот этой статье с курсами подготовки к ЕГЭ. В обеих статьях, в основном, платные курсы, но есть и несколько бесплатных интенсивов.

Я вам очень рекомендую обратить внимание и на платные материалы, потому что, занимаясь онлайн с лучшими учителями России, вы получите намного более систематизированные знания. И заплатите меньше, чем если будете индивидуально заниматься с репетитором.

И последнее. Я недавно нашел в интернете интересный курс – Идеальный русский. Он очень дешевый, стоит всего 890 рублей. Теории там немного, зато куча практики – вы получите доступ к трем интерактивным тренажерам и будете на них закреплять свои знания по орфографии и пунктуации. Посмотрите обязательно.

Заключение

Уважаемые читатели, сумел ли я вам объяснить, в каких случаях слово «притом» пишется слитно, а в каких нужно писать раздельно – «при том»? Остались ли у вас какие-то вопросы?

Если есть другие темы, которые постоянно вызывают у вас затруднения – напишите их в комментариях, я подготовлю по ним обзорные статьи.

Источник: vsvoemdome.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...