Подошва одна самых важных частей обуви. Именно подошва подвергается механическому воздействию при носке, изгибанию, стиранию об асфальт и различным реагентам, ведь на 10-ти сантиметровом слое от земли находится почти вся таблица Менделеева! Согласитесь, обидно, когда верх обуви еще цел, а подошва уже лопнула или стёрлась.
Подошва отличается по методу крепления: сейчас это чаще всего клеевой и литьевой , но также существуют гвоздевой, бортопрошивной, сандальный или комбинированный. От метода крепления зависит материал подошвы. ПУ и ТПУ крепятся литьевым методом ( подробнее читать здесь ), подошвы из листовых материалов будут приклеиваться, также как и формованные подошвы (заранее отлитые).
Кожа
Кожаная подошва используется чаще в модельной, детской, домашней обуви. Чаще всего подошва для повседневной обуви делается из чепрака. Чепрак — это часть кожи КРС (крупного рогатого скота), которая расположена по хребту, т.е. центральная часть шкуры животного толщиной 4-5 мм. В обуви из кожаной подошвы будет комфортно, ведь кожа — это природная мембрана.
Что сделать чтобы обувь не скользила | Лайфхаки от Нечетова | nechetoff | ПОДПИШИСЬ ⬇️ #Shorts
Безусловно в погодных условиях средней полосы подошва может деформироваться. Для этого лучше ставить накат (профилактику) и делать специальную обработку водоотталкивающими средствами.
Туфли с кожаной подошвой
В танцевальной (характерной) обуви применяется чепрак и спилок (нижний слой раздвоенной кожи). Спилок имеет бахтармянную структуру, что позволяет не скользить танцорам на паркете.
Кожволон (тунит, релак)
Кожволон — это резина с добавлением кожаных волокон (кожотходов). По износостойкости похож на кожу. На этот материал можно нанести рисунок (протектор), что даст большее сцепление с подошвой. Но всё же кожволон жесткий и скользит. Так что его сезон — лето!
Туфли с подошвой из релака.
Резина
ТПР (TPR, термопластичная резина)
Резина в чистом виде — каучук — сейчас не используется, слишком дорого и не обеспечить объёмы производства. ТПР — это синтетическая резина, значительнее прочнее каучука. Резина бывает в листовых материалах (для подошвы и набоек, от 2-х до 6-ти мм толщиной) и формованных подошвах, а также может крепить методом литья.
ТПР обеспечивает амортизационные свойства, что хорошо для позвоночника. Но из-за того, что в ней нет пор, она имеет плохую теплоизоляцию (но имеет), к тому же она скользит, т.е. совсем не для зимы. СТОП! Или для зимы?
Сапог с подошвой из резины литьевым методом крепления.
Но тут на помощь приходит нитрил ! Различие в том, что нитрильная резина не скользит (на льду, в воде, на подъёме на гладкой поверхности), она обладает масло-бензо-стойкими свойствами. Её как правило крепят к подошве литьевым методом. (Знаете ещё есть перчатки облитые каким-то синим полимером? Вот это тоже нитрильная резина, чтобы руки не скользили.)
Микропористая резина (микропора)
Микропора может быть в листовых материалах и формованных подошвах. Секрет теплоизоляции в пузырьках воздуха.
Ботинки на подошве из листовой микропоры
ПУ (PU, полиуретан)
Так сложилось, что сейчас большинство подошв делается литьевым методом из полиуретана. Если сравнить его свойства со всеми предыдущими материалами, он безусловно выигрывает: мало весит из-за пористой структуры, хорошо амортизирует, холодостойкий (до — 10), гибкий, стойкий к истиранию, к тому же его легко сделать любого цвета. Но для сильных морозов ПУ не очень подойдёт, т.к. теряет эластичные свойства.
Если у вас трескается ПУ — это либо мороз -20, либо технологии не соблюдены. Дело в том, что ПУ трёхкомпонентный полимер. Если нарушаются пропорции, температура — подошва может растрескаться не доезжая магазина. Обычно ПУ выдерживает 3-5 лет умеренной носки. На эту тему у меня есть отдельная статья .
ТПУ (TPU, термополиуретан)
У термополиуретана очень высокая плотность. Поэтому на подошвах можно делать глубокий протектор, что обеспечит лучшее сцепление с поверхностью. Также он обладает масло-бензостойкостью, из-за этого может применяться в спецобуви. У него большой температурный диапазон, что позволяет обуваться асфальтоукладчикам и сталелитейщикам.
Но он достаточно тяжелый, если не использовать расширители (отдельная технология по облегчению ТПУ). ТПУ менее капризный в производстве — потому что гранула.
ПУ + ТПУ
Чтобы совместить лёгкость ПУ и прочность ТПУ придумали двухкомпозитное литьё: ходовой слой из ТПУ, промежуточный (между верхом обуви и ходовой поверхностью подошвы) ПУ.
Источник: dzen.ru
Лучшие материалы и приспособления для нескользкой подошвы зимней обуви
Подошва
На чтение 8 мин. Просмотров 109k.
Зима – суровое испытание для любых сапог или ботинок, поэтому в холодное время года к обувной подошве предъявляются повышенные требования. В качественном изделии она не только сохраняет тепло и сухость ног, но и демонстрирует устойчивость на дороге, покрытой слоем снега или льда. Правильно подобранные нескользкие подошвы – залог безопасности и комфорта зимой. Именно поэтому с приближением холодов злободневными являются вопросы – на что обращать внимание при выборе сапог, чтобы снизить риск получения травмы в периоды гололедицы, и какие существуют способы самостоятельно обезопасить обувь от скольжения?
Основные правила выбора обуви при гололеде
Экономия средств и времени при выборе обуви на морозный период может обернуться незапланированным визитом к травматологу. Поэтому, подыскивая зимнюю модель, нужно помнить о безопасности и придерживаться основных правил:
- Обувь должна быть с антискользящей подошвой: из морозостойкого материала, с хорошим протектором.
- Стоит отказаться от безусловно красивых, но неустойчивых сапожек на шпильке. Важно выбирать обувь, подошва которой предусматривает максимальную площадь соприкосновения с дорожной поверхностью. Допустимая высота каблука при этом – не более 4-5 см, а сам он должен быть широким. Такие сапоги обеспечат должный уровень сцепления и устойчивости в гололедицу, чего не скажешь о ботинках с зауженной высокой танкеткой.
- Рекомендованная толщина основания – более сантиметра. Она убережет ноги от переохлаждения, не позволит материалу промерзнуть до заскорузлости, увеличивающей риск поскользнуться.
Часто можно встретить рейтинги самой нескользкой зимней обуви. Фаворитом там остаются утепленные ботинки с толстой рельефной либо плоской сплошной подошвой, как вариант – с невысоким широким каблуком. Среди наиболее удачных моделей для гололедицы популярностью пользуются и валенки из натурального овечьего войлока. Однако даже эти проверенные варианты могут подвести в неподходящий момент, потому что на самом деле на льду не скользит только подошва из верно подобранного материала.
Материал изготовления подошвы
Не всякое сырье подойдет для производства зимней обуви: при недостаточной морозостойкости основа «дубеет», становится твердой, скольжение усиливается. Подошва должна быть достаточно мягкой, эластичной, в меру широкой – недостаточная толщина приводит к быстрому промерзанию. При изготовлении подошвенной части преимущественно применяются такие материалы:
- TRP, ТЭП (термоэластопласт), основное достоинство которого в морозостойкости. Материал способен выдерживать низкие температуры – до 45 °С. Из этого сырья изготавливается самая нескользкая подошва.
- PU (полиуретан) хорош при производстве демисезонной, но никак не зимней обуви. При минусовой температуре начинает сильно скользить, а при морозе в 20 градусов может лопнуть.
- TPU (термополиуретан) обладает хорошими противоскользящими характеристиками. Минус – тепло удерживает плохо, а потому используют его только вместе с полиуретаном, изготавливая двухслойную подошву.
- PVC (поливинилхлорид) непригоден для зимней обуви: основание из него сильно скользит. Морозостойкость нулевая, поэтому в условиях низких температур подошва из ПВХ лопнет при малейшей нагрузке.
- EVA (этиленвинилацетат) – замечательный легкий материал, используемый для производства цельнолитых сапог или сабо. Хорошо удерживает тепло, влагонепроницаем, но в морозную погоду сильно скользит, поэтому подходит только для летней и демисезонной обуви.
- Резина – старый и проверенный материал: высокая износостойкость, эластичность, гибкость доказаны столетиями ее использования. Качественная резиновая подошва практичная, морозостойкая и нескользкая. Единственный недостаток – обувь на резине тяжелая, ноги будут быстро уставать.
Как результат – лучшими материалами для подошвы зимней обуви являются резина (достаточной степени мягкости, эластичности) и ТЭП. Для многих пользователей последний предпочтительней, так как он более легкий по весу.
Сушить ботинки с подошвой из термоэластопласта нужно осторожно: располагать подальше от нагревательных приборов, поскольку он плавится, теряя свои свойства.
Рисунок протектора
Это второй по списку фактор безопасности. Идея использования протектора на обуви пришла из области машиностроения, если говорить точнее – за основу взяты технологии производства автомобильных шин. Глубина и рисунок подошвенной части обеспечивают лучшее сцепление со скользкой поверхностью. Выбор протектора сводится к следующим нюансам:
- Чем глубже рисунок, тем устойчивее обувь, что особенно чувствуется при ходьбе по ледяной или снежной каше в период оттепели. Четкого стандарта здесь нет, но лучшим сцеплением обладают протекторы глубиной от 5-8 мм.
- Асимметричный рисунок с разнонаправленными бороздками обеспечивает лучшую сцепку с дорожной поверхностью. Если канавки протектора будут прорисованы в одном направлении, нога станет скользить в ту же сторону. Разнонаправленность уравновешивает этот процесс, обеспечивая устойчивость.
- Чем больше отдельных элементов узора, тем лучше сцепка. Бороздки прорезаются под острым углом, что усиливает проникновение в рыхлую поверхность, к примеру, снег или ледяное крошево.
- Устойчивость увеличивают также различные конструктивные элементы вроде шипов или откидной планки с металлическими зубьями. Но эти разработки применяются для производства специализированной обуви для спорта или военного обмундирования.
Помимо безопасности на скользкой поверхности, протектор решает другие задачи: например, снимает нагрузку с икроножных мышц, обладает амортизационными свойствами.
Как сделать подошву нескользкой
Если зимняя обувь уже приобретена, но подошва скользит, стоит обезопасить себя подручными средствами. Это могут быть приспособления вроде наклеек, ледоступы либо и вовсе домашние способы. Каждый из вариантов имеет как преимущества, так и недостатки.
Наклейки против скольжения
Простой способ сделать подошвенную часть менее скользкой – применение наклеек. Большинство мастерских по ремонту обуви предлагает специальную услугу наклеивания противоскользящих элементов на зимний период.
Изготовлены они чаще всего из каучука, подвергнутого предварительной вулканизации, – это придает материалу эластичность, мягкость, морозостойкость, прочность. Клеящий слой – двусторонний скотч. Преимущества – снижают скользкость подошвы, эстетичны, просты в применении.
Достаточно просто вымыть, высушить поверхность (можно предварительно обезжирить спиртосодержащим раствором), затем аккуратно приклеить защиту к подошве, сняв верхний слой. Минусы – подходят только для ровного основания без выраженного рельефа. Кроме того, клейкий слой недолговечен: при постоянном намокании наклейка быстро слетит.
Стоимость набора таких элементов – от 50 до 400 рублей. Размер подгоняется под обувь простым подрезанием стандартного изделия. Услуга мастерской обойдется от 300-400 рублей.
Ледоступы
Еще один вариант получить нескользящие подошвы – насадки. Их называют также ледоходы, зимоходы, шиповки, антислипы. Благодаря надежным креплениям такие изделия прослужат не один зимний сезон, обезопасив прогулки по гололедице.
Ледоходы изготовлены из морозостойкой резины и шипов гальванизированной нержавеющей стали, они стойкие к воздействию низких температур. Удобны тем, что размер регулируется увеличением или уменьшением длины крепления. Выполнены чаще всего в виде шипованных элементов, фиксируемых ремешками, плотно охватывающими ступню. Антислипы приходятся на носок обуви либо пятку.
Плюсы – эффективность, надежность крепления, возможность регулирования по размеру. Минусы – страдает эстетичность внешнего вида обуви. Стоимость – 250-700 рублей за пару.
Ледоступы подходят для разных моделей обуви: ботинок на рифленой плоской подошве, модельных сапожек с каблуком, спортивной обуви, сноубутсов и рыбацких сапог.
Домашние способы
В случае, если гололедица застала врасплох, и нет времени на приобретение наклеек или ледоходов, можно воспользоваться подручными экспресс-методами:
- Лейкопластырь. Нужно вырезать несколько кусочков подходящего размера, приклеить на область пятки и носка. Это весьма удобное решение, поскольку средство есть в любой аптечке. Лейкопластырь достаточно эффективно снижает риск получения травмы, уменьшая скольжение, но хватает его ненадолго: от воды клеевой слой размокнет, и наклейка слетит.
- Песок. На подошву наносится резиновый или суперклей (разнонаправленными штрихами или зигзагами), затем присыпается песчаной смесью. После высыхания излишки удаляются встряхиванием. Такая мера обеспечит устойчивость в течение трех-четырех дней, по истечении которых присыпку придется обновлять.
- Наждачная бумага. Популярный метод придания противоскользящего свойства может использоваться двумя способами. Первый – натереть подошву, в результате чего поверхность повреждается, а полученная шероховатость уменьшает скольжение. Второй – вырезать самодельные наклейки из наждака, приклеить на стратегически важные места. Долговременность эффекта зависит от качества клея.
Помимо перечисленных, существует масса других методов, целесообразность которых весьма спорна. Например, некоторые считают, что нескользкие подошвы – результат их натирания сырым картофелем, хотя эффект от такой процедуры (если он вообще есть) уж точно носит кратковременный характер. Еще один «супер» метод – нанесение царапин: поврежденная поверхность приобретет шероховатость, но может привести к разрушению подошвы. Не рассчитав силу, вместо безопасной нескользкой обуви можно оказаться владельцем дырявых сапог.
Предложенные способы уменьшить скольжение имеют разную эффективность, одним людям они не подходят из-за малого срока действия, другим – из эстетических соображений. Но безопасность – высший приоритет для зимней обуви, поэтому целесообразность приобретения пары сапог или ботинок с нескользкими подошвами вне всяких сомнений.
Видео
Источник: obuv.expert
6 материалов для подошвы обуви: достоинства и недостатки
Сегодня на рынке легкой промышленности представлено большое количество разнообразных моделей обуви, изготовленной из различных материалов. Из каких материалов производится подошва и в чем их отличие, мы расскажем в этой статье.
Поскольку подошва постоянно взаимодействует с землей, для ее изготовления должен использоваться максимально устойчивый к деформации материал. Его выбор зависит от таких факторов, как: сезон, в который будет использоваться обувь, ее тип и назначение. Кроме этого, типы подошв различаются по методу крепления. Наиболее часто встречаются литьевой и клеевой методы крепления.
Методы крепления подошвы
Литьевой метод крепления применяется при производстве обуви методом прямого литья. При нем материал подошвы заполняет форму, в которую далее вставляется верхняя часть обуви. Использование данного метода не требует ни клея, ни дополнительной прошивки.
Обувь, при изготовлении которой применялся литьевой метод крепления подошвы, имеет ряд преимуществ. Место крепления подошвы не пропускает влагу, обувь более легкая.
При клеевом методе крепления подошва соединяется с верхом обуви с помоью клея, после чего обувь находится определенное время под специальным прессом. Данный метод наиболее широко распространен при производстве классической и спортивной обуви.
Из чего изготавливается подошва?
Подошва является важным элементом обуви, которая защищает ее от износа и определяет срок службы. К самым популярным материалам подошвы относятся: полиуретан (ПУ), термополиуретан (ТПУ), поливинилхлорид (ПВХ), этиленвинилацетат (ЭВА), термопластичная резина (ТПР), термоэластопласт (ТЭП).
Подошва из полиуретана (ПУ)
Полиуретан — это материал, который создается путем соединения двух полимеров. При смешивании, они образуют пузырьки воздуха, благодаря чему подошва амортизирует.
Полиуретан легкий и гибкий материал, который обладает хорошими эксплуатационными свойствами. Он устойчив к истиранию, отличается высокой теплоизоляцией. Однако полиуретановая подошва скользит на льду и при низких температурах теряет свою эластичность, что может приводить к разломам в местах сгиба.
Подошва из термополиуретана (ТПУ)
Термополиуретан производится путем воздействия на полиуретан высоким давлением и температурой. Этот материал применяется, как правило, в двухслойных подошвах, поскольку не обеспечивает высокий уровень теплоизоляции. Как и полиуретан, термополиуретан имеет высокую износостойкость и гибкость. Кроме этого, он обеспечивает хорошее сцепление с любыми поверхностями. Необходимо отметить, что термополиуретан является довольно тяжелым, имеющим низкую гибкость материалом.
Подошва из поливинилхлорида (ПВХ)
Поливинилхлорид — термопластичный полимер. Подошва из ПВХ устойчива к истиранию, воздействию агрессивных сред, проста в изготовлении. Из ПВХ производится, как правило, подошва для повседневной и обуви, используемой в теплое время года, поскольку ПВХ обладает низкой морозостойкостью.
Подошва из этиленвинилацетата (ЭВА)
Этиленвинилацетат – полимер, обладающий пористой структурой. Именно структура материала позволяет обуви быть легкой и, поскольку воздух является теплоизолятором, сохранять тепло, не пропускать холод. Этот материал выдерживает экстремально низкие температуры, сохраняя эластичность, обеспечивая тепло и комфорт. Обувь из ЭВА имеет «эффект термоса», кроме этого она не впитывает влагу, способна восстанавливать свою форму при деформации.
ЭВА используется при производстве летней, пляжной, спортивной обуви, частей подошвы кроссовок и влагонепроницаемой обуви, в том числе сапог для охоты и рыбалки. Это уникальный материал, который поглощает и распределяет нагрузку, имеет отличные амортизирующие свойства. Подошва из ЭВА отличается высокими эксплуатационными характеристиками.
Подошва из термопластичной резины (ТПР)
Термопластичная резина – обувная резина, которая изготовлена из синтетического каучука, который превосходит натуральный по прочности. При производстве подошвы из ТПР могут применяться специальные добавки, повышающие ее эластичность. Подошва из ТПР влагостойкая и упругая. Благодаря амортизационным свойствам, обувь из ТПР уменьшает нагрузку на ноги.
Термопластичная резина имеет низкую плотность, что является одновременно достоинством и недостатком материала. ТПР не имеет высокий уровень теплозащиты, поэтому данный материал наиболее подходит для производства обуви с двухслойной подошвой. ТПР отлично сочетается с ЭВА, что позволяет объединить лучшие свойства материалов при изготовлении зимней, морозоустойчивой обуви.
Подошва из термоэластопласта (ТЭП)
Термоэластопласт является всесезонным материалом, который позволяет сделать внешний слой подошвы ровным, плотным и прочным. При этом внутренний слой остается пористым и хорошо сохраняет тепло. Кроме этого, подошва из ТЭП может перерабатываться, что не только сокращает ресурсы, но и минимизирует загрязнение окружающей среды. Термоэластопласт является морозостойким материалом.
Однако при экстремально низких и высоких температурах ТЭП утрачивает свойства. Это объясняет тот факт, что материал применяется, как правило, только для повседневной обуви.
Теперь, узнав особенности материалов, вы сможете купить качественную и надежную обувь. Мы всегда готовы помочь вам с выбором и ответить на все вопросы.
Источник: eva-shoes.ru