Одна из проблем, с которой сталкиваются заказчики мощения — раскрашивание тротуарной плитки. Последствия разрушения часто становятся заметны после зимы, уже в течение первого года эксплуатации.
На форумах в сети можно встретить похожие вопросы расстроенных пользователей: “Буквально год назад вымостил дорожки на участке тротуарной плиткой и вот после зимы заметил, что она начала крошиться. Чем можно это остановить?” или “Прошлым летом положил тротуарную плитку. После схода снега нарисовалась крайне неприятная картина, плитка стала крошиться, особенно по краям.
Учитывая, что площадь большая выложена, очень жалко, столько денег и времени. Может, есть какой выход?”. К сожалению, ответ на эти вопросы неутешительный — некачественную тротуарную плитку придется демонтировать и заменить на новую.
Из понятного желания сэкономить некоторые покупатели приобретают заведомо некачественный продукт, изготовленный кустарным способом, чаще, методом вибролитья. Но низкое качество тротуарной плитки можно встретить даже у крупных производителей — из-за различных нарушений технологического процесса. Какие основные ошибки при производстве плитки приводят к ее быстрому разрушению, рассмотрим в этой статье.
Почему тротуарная плитка разрушается?
Недостаточная влажность бетонной смеси
Недостаточная влажность бетонной смеси — самая распространенная причина раскрашивания тротуарной плитки. Она не позволяет достигнуть заданной плотности свежеотформованных изделий при производстве и обеспечить требуемые прочностные характеристики тротуарной плитки в дальнейшем.
При существенном колебании влажности инертных материалов далеко не каждый производитель тротуарной плитки может отслеживать изменения и принимать необходимые меры для обеспечения оптимальной влажности бетонной смеси. Добросовестные производители, как правило, оснащают бетоносмесители датчиками влажности, которые в автоматическом режиме измеряют влажность производимой бетонной смеси и регулируют подачу воды. Оператору бетоносмесительного узла остается лишь провести небольшие корректировки для достижения оптимальной влажности и требуемых параметров уплотнения.
При производстве тротуарной плитки методом двухслойного вибропрессования необходимо особое внимание уделять подбору влажностей облицовочного и основного слоев. В том случае, если это условие не соблюдено, велика вероятность отрыва верхнего слоя в процессе эксплуатации и разрушения камня:
1. При оптимальном содержании воды в лицевом слое количество воды в основном слое недостаточно. В процессе гидратации цемента бетон основного слоя впитывает воду из верхнего слоя, что приводит к снижению прочности и раннему разрушению верхнего слоя плитки.
2. При оптимальном содержании воды в смеси основного слоя количество воды в бетоне лицевого слоя недостаточно, что снижает прочность бетона и прочность сцепления слоев. Недостаточная влажность верхнего слоя плитки приводит к высокой истираемости, раскрашиванию и сколам даже при незначительном механическом воздействии.
Почему разваливается тротуар и тротуарная плитка
Как определить качественную тротуарную плитку с оптимальной влажностью и, соответственно, высокой прочностью по внешним признакам:
- Наличие вертикальных полос (рисок) на боковых и торцевых поверхностях плитки свидетельствует об оптимально подобранной влажности бетонной смеси и высоком качестве уплотнения. Такой камень является монолитным, плотным и прочным, как следствие, долговечным (на фото — качественный камень слева)

- Оценка впитывания плиткой воды — опыт можно провести в бытовых условиях. Необходимо установить образцы изделий на торцевую поверхность в поддон с водой на 5 мин так, чтобы изделие было погружено в воду на 2-3 см. Если уровень подъема воды в лицевом слое превысил ½ длины изделия, качество лицевого слоя считается неприемлемым. Если уровень подъема воды в лицевом слое составил менее половины длины изделия, качество бетона лицевого слоя допустимое (на фото — качественный камень справа)

Применение некачественных расходных материалов (песка, цемента)
Применение некачественного сырья, не соответствующего ГОСТ, при производстве бетонной смеси — является еще одной причиной быстрого разрушения тротуарной плитки.
Мелкие пылевидные пески с модулем крупности менее 2.0 обладают высокой гигроскопичностью (свойством поглощать влагу). Под действием вибрации и давления при производстве они забирают на себя всю воду затворения, при этом цементу (вяжущему) становится недостаточно воды для процессов гидратации и набора прочности. Цемент в данном случае играет роль пылеватого заполнителя. Согласно ГОСТ 17608-2017 пески, применяемые для производства бетонной смеси тротуарного камня, должны соответствовать ГОСТ 8736, ГОСТ 31424, ГОСТ 22856, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
Применение “залежалого” цемента с истекшим гарантийным сроком (как правило, он составляет 2 месяца) приводит к замедленному и неполному набору прочности бетона тротуарной плитки. Цемент для производства тротуарной плитки должен быть свежим и строго соответствовать требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174.
Для приготовления бетонной смеси добросовестные производители применяют портландцемент на клинкере нормированного состава без минеральных добавок и с минеральными добавками доменного гранулированного шлака до 5%; портландцемент для дорожных и аэродромных покрытий, содержащий в цементном клинкере трехкальциевого алюмината (С3A) не более 7%, оксида магния (МgО) не более 5%, щелочных оксидов в пересчете на Na2O не более 0,8% массы цемента.
Недоуплонение бетонной смеси
Недоуплонение бетонной смеси до требуемых параметров приводит к высокой пористости и низкой плотности бетона.
Такие ситуации возникают, как правило, когда оператор гонится за высокой производительностью и разгоняет пресс-машину до максимальных значений, что снижает производственный такт (время уплотнения). В результате получается недостаточно уплотненный продукт заведомо низкого качества (как в расхожей поговорке «даешь стране угля — мелкого, но много»).

Высокая плотность бетона тротуарной плитки характеризуется сплошностью структуры, отсутствием крупных раковин и непроформовок (на фото — качественно уплотненный камень):

Скопления крупного заполнителя на боковых поверхностях плитки могут указывать на низкую плотность изделий:
Нарушения технологии набора прочности изделий в камере тепло-влажностной обработки
Несоблюдение температурно-влажностных условий в камере набора прочности изделий приводит к пересушиванию и дальнейшему раскрашиванию верхнего слоя тротуарной плитки.
В погоне за высокой производительностью заводы-изготовители могут нарушать требования режима сушки отформованных изделий. Набор прочности должен происходить в мягком режиме — температура 30-40°, влажность 90-95%, если сделать температуру выше, например, 50° — то изделия просто “пересохнут” и начнут раскрашиваться.
Определить такую “пересушенную” тротуарную плитку можно, капнув на нее водой — вода быстро впитается. На изделиях достаточной влажности она будет впитываться постепенно, либо испарится, не успев впитаться.
На фото — пример оптимальной влажности лицевого слоя бетона:

Добросовестные производители тротуарной плитки используют только качественное сырье, уделяют большое внимание подбору влажностей бетона изделий и соблюдению всех технологических процессов и регламентов. В том случае, если эти условия не выполняются, велика вероятность выпуска низкокачественной продукции, которая быстро разрушается в процессе эксплуатации.
Источник: www.vibor-spb.ru
Причины разрушения тротуарной плитки
Тротуарная плитка остается одним из популярных материалов для мощения дорожек. Ее используют для благоустройства частных территорий, мощения городских общественных площадей. Прочная и износостойкая, она способна служить десятилетиями, сохраняя исходные свойства и внешний вид.
Но часто бывает так, что в силу определенных причин покрытие начинает крошиться, на поверхности возникают дефекты. В результате тротуарная плитка из-за разрушения не в состоянии отвечать возложенным на нее функциям. Со временем она расползается, тротуар покрывается чередой мелких выбоин и ям. Рассмотрим основные причины, вызывающие такие деформации.

По каким причинам тротуарная плитка может начать крошиться
С течением времени любая брусчатка начинает разрушаться. Это обусловлено естественным износом, ведь у каждого материала существует определенный срок годности. Для вибролитого предельный срок службы составляет до 7–10 лет, для вибропрессованного – около 15 лет.
Если крошится тротуарная плитка, уложенная сравнительно недавно, это может указывать на выбор некачественного материала, на ошибки в укладке или нарушение условий эксплуатации.
Производственные ошибки
Не соблюдение технологии производства считается основной причиной, вызывающей проблемы с тротуарной плиткой. Чтобы удешевить производство и сократить собственные затраты, производители идут на различные уловки:
- сокращают длительность технологического цикла;
- используют заведомо некачественное сырье;
- неправильно замешивают пропорции.
Из-за этого быстро происходит разрушение материала, и требуется ремонт покрытия.
Недостаточная влажность бетонной смеси
Дефицит влаги при создании бетонной смеси ведет к тому, что готовый продукт не может набрать прочность. Сухая смесь попросту не схватывается так, чтобы образовался монолит. Поэтому после укладки изделия начинают активно поглощать влагу из окружающей среды, впитывают дождевую и талую воду. После замерзания и оттаивания тротуарная плитка разрушается.
Применение некачественных расходных материалов (песка, цемента)
Еще одна причина, почему может крошиться брусчатка, заключается в подмене сырья или в неправильном расчете пропорций. Чаще всего производители в попытке сэкономить используют:
- цемент низкого качества или с истекшим сроком годности;
- песок низкой степени очистки с крупными фракциями;
- воду с примесями;
- недостаточное количество модификаторов и пластификаторов, либо сниженного качества.
Недоуплотнение бетонной смеси
Сокращение времени изготовления, когда заготовки не до конца успевают уплотниться, тоже приводит к разрушению верхнего слоя тротуарной плитки после монтажа. Плотные изделия не содержат дефектов, они представляют собой монолит, размеры всех элементов одинаковые.
Нарушения технологии набора прочности изделий в камере тепло-влажностной обработки
На завершающем этапе изготовления фрагменты отправляют просушиваться в специальные камеры, внутри которых поддерживается постоянная температура и влажность. Чтобы ускорить сушку, недобросовестные компании меняют рабочие параметры камеры, в результате чего изделия получаются пересушенными. Они впитывают влагу, и закономерным становится процесс разрушения тротуарной плитки после зимы.
Неграмотная укладка
Монтаж брусчатки требует соблюдения определенной последовательности работ, тщательной подготовки основания, установки бордюров, которые предотвратят расползание вымощенных дорожек, а также обустройства дренажной системы для отвода избыточной влаги и предотвращения луж на поверхности. Пренебрежение правилами укладки ведет к быстрому разрушению покрытия.
Неблагоприятные внешние воздействия
При выборе материала следует обращать внимание на климатические условия эксплуатации. Для повышенной влажности и сильных морозов рекомендуется выбирать плотные фрагменты с малым количеством пор. Такие образцы не впитывают воду, выдерживают много циклов оттаивания и замораживания, не утрачивая исходных свойств.
Высокая механическая нагрузка
Допустимая механическая нагрузка рассчитывается в зависимости от толщины изделий. Если участок предназначен для пеших прогулок, допускается использование элементов малой толщины. Автомобильные подъезды и стоянки из-за повышенной нагрузки должны оформляться утолщенной плиткой.
Неправильная эксплуатация
Анализируя причины разрушения тротуарной плитки, необходимо упомянуть и такой фактор, как несоблюдение требований ухода и нарушение условий эксплуатации. Несмотря на то, что материал является прочным и износостойким, он утрачивает исходные свойства, если на него воздействовать химическими веществами. Особенно опасными для брусчатки являются сульфаты, приводящие к появлению трещин. Поэтому, если поверхность покрылась льдом, не следует пытаться растворить корку соляными смесями, лучше посыпать дорожку чистым песком.
Использовать острые предметы для очищения покрытия (скребки, лопаты) нужно аккуратно, чтобы не допустить появления царапин на основании. Гидроаппаратуру для очищения также рекомендуется исключить, поскольку под действием водной струи размываются межплиточные швы, в них легко просачивается влага.

Следование всем рекомендациям – реально ли это?
Пользователь не в силах повлиять на процесс производства, но приложить усилия для поиска надежной компании, где можно купить качественный материал, вполне возможно. Также залогом долгого периода службы становится соблюдение технологии монтажа и аккуратность использования дорожек.
Варианты разрушения брусчатки
О наличии проблем с тротуарной плиткой говорят появившиеся на поверхности трещины, сколы, выбоины, белый налет (так называемые высолы), а также рассыпание материала. Если повреждения локальные, то для восстановления достаточно извлечь испорченные фрагменты и уложить новые. В противном случае придется менять покрытие целиком.
Источник: plitkaekb.ru
Почему крошится плитка для дорожек
Неправильно уложенная или некачественная плитка для дорожек (тротуарная плитка и брусчатка) проявляет себя очень быстро, обычно в конце первой зимы.
В сегодняшней статье приведены примеры и причины разрушения бетонной плитки для дорожек и брусчатки, изготовленных по разным технологиям.
Сразу отметим, что в приведенном на фото примере видно нарушение правильной гранулометрии состава цементной смеси в отливаемом изделии. Это привело к выкрашиванию более мелкой составляющей.
Не исключено, что при этом использовался некачественный цемент. Возможны и другие причины. Их рассмотрим в дальнейшем.
Некачественная плитка для дорожек и ступенек — примеры разрушений
Такая же тротуарная плитка для дорожек использовалась для ступеней. Результат эксплуатации всего одного зимнего сезона еще хуже.
Как стало известно, хозяин «сэкономил» и купил самую дешевую. Теперь нужно перекладывать. В результате получается значительно дороже.
Рядом еще один эксперимент. Вместо тротуарной плитки уложена керамическая. Может она разрушилась от падения посетителей?
Еще пример. Тактильная плитка на автобусной остановке. Продержалась одну морозную зиму.
Она также рассыпалась и потрескалась. Причем такую плитку укладывают уже повторно. Урок ничему не научил. Главная беда — не проведен анализ по выбору поставщика. Видимо с ISO у хозяина туго.
Следующий пример — сколы на брусчатке. Но здесь скорее всего повлияло другое нарушение: неправильная установка швов.
И таких примеров можно привести огромное множество. В чем же заключаются основные причины разрушения дорожного покрытия?
Чем отличается плитка для дорожек и брусчатка
Тротуарная плитка или плитка для дорожек чаще всего отливается из мелкозернистого бетона. При этом, если выдержана технология (добавки, температурный режим, виброуплотнение или использование гиперпластификатора), плитка получается очень прочной и не впитывает воду. Никаких пропиток не требуется ( про различные составы смесей ).
Другой вариант — плитка изготавливается также как и брусчатка. Используется либо вибролитье, либо вибропрессование. По второму способу изделие получается более прочным, но и дорогим.
На фото справа на сломе плитки видны раковины. Это изделие выполнено методом вибролитья. Слева — методом вибропрессования. У него более плотная структура.
Плитка в отличие от брусчатки может быть различной формы.
Брусчатка – элемент мощения с прямоугольной геометрией. Та и другая имеет несколько размеров по толщине. Этот параметр выбирают в зависимости от предполагаемой нагрузки на покрытие.
Плитка и брусчатка могут быть монолитными или двухслойными. В последнем случае верхний слой декоративный из плотного цветного бетона.
Внешние причины разрушения тротуарной плитки и брусчатки
1. Влияние противогололедного реагента (ПГР).
Все чаще ПГР используют не только в больших городах, но и на приусадебных участках. Это упрощает зимнюю уборку площадок и дорожек от снега и льда.
Разрушение бетонного покрытия под действием антигололедных реагентов связано с увеличением концентрации солей натрия или кальция в порах бетона.
Они вступают в реакцию с образующимся при гидратации в цементном камне Са (ОН)2. При этом формируются новые вещества в поверхностном слое бетонного изделия.
В результате возможно вспучивание и растрескивание верхнего слоя плитки.
2. Неправильно выбранная толщина покрытия.
Здесь все понятно. Если площадка планируется под стоянку или подъезд автомашины, то толщину плитки или брусчатки надо выбирать не менее 80 мм.
Для пешеходных дорожек достаточно толщины 40 мм.
3. Отсутствие необходимых зазоров или заполнения швов.
Несущая способность покрытия значительно снижается, когда швы отсутствуют или не заполнены песком. Незаполненные швы могут быть причиной появления на плитке или брусчатке сколов. И это не связано с качеством изделия.
Также причиной сколов могут быть и слишком узкие швы. Они образуются из-за лишнего прижимного усилия при укладке плитки.
Нарушение технологии производства тротуарной плитки
Поскольку существует несколько технологий производства плиток для дорожек, то и отклонений в техпроцессе бывает много. Рассмотрим основные из них.
♦ Малая толщина декоративного слоя плитки или брусчатки. Такое несоответствие может проявиться при укладке плит с необходимой распиловкой. Толщина верхнего слоя может меняться от середины к краю. Для оценки качества необходимо усреднить полученные значения. Считается, что толщина слоя более 10% от высоты плитки — это нормально.
♦ При производстве тротуарной плитки методом двухслойного вибропрессования нарушено влажностное соотношение облицовочного и основного слоев. В результате возможно отслоение верхнего слоя во время эксплуатации.
При визуальном осмотре наличие вертикальных рисок на боковых поверхностях свидетельствует об оптимально подобранной влажности бетонной смеси. Такой камень будет прочным и долговечным.
♦ Применение некачественных расходных материалов (песка, щебня, цемента). Пыльные пески с модулем менее 2.0 сильно поглощают влагу. При производстве они забирают на себя воду затворения. Тогда цементу ее не хватает для полной гидратации и набора прочности.
Также ведут себя, например, желтые железоокисные пигменты ( разные способы окраски цементной смеси ). Поэтому в техпроцессе это надо учитывать.
♦ Низкая плотность бетона . Возникает по разным причинам. На боках брусчатки и плитки видны раковины. Рыхлая структура — высокое влагопоглощение. Приводит к разрушению камня в зимний период. Для исправления положения требуется дополнительная гидроизоляция камня.
♦ Несоблюдение температурно-влажностных условий в камере. Может привести в дальнейшем к раскрашиванию верхнего слоя плитки или брусчатки.
Как определить качество тротуарной плитки
Есть несколько простых способов. Некоторые из них были обозначены выше.
Кроме визуального осмотра рекомендуют постучать две плитки друг о друга. Звук должен быть звонким. Глухой звук – свидетельство нарушения техпроцесса.
Водопоглощение можно быстро проверить. Капля воды на поверхности плитки должна не впитываться более трех минут.
Очень качественные изделия, если имеют следующие параметры: прочность – В30 (М400), водопоглощение – не более 6 %, морозостойкость – F300.
Под конец пару примеров оригинальной плитки. Фактурная плитка.
Источник: dzen.ru