По особенному дорог идти по особенному паркету как никак

Басн..писец, власто..любие, водо..напорный, груд..брюшная (преграда), дальн..евосточный, дальн..видный, жизнеописание, камен..тес, каш . вар, кон. водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..еводство, пар..ходство, песн. творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча. питие.

Упражнение 2.

Приводимые ниже словосочетания замените сложны ми словами.

Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

Упражнение 3.

Объясните правописание соединительных гласных о и е, перепишите,

Водонепроницаемые перегородки, электрооборудование, нефтеперегонный завод, коневодство, жизнеописание, душераздирающий крик, писчебумажный магазин, овцеводство, чаепитие, своенравный.

ОПАСНЫЕ ФРАЗЫ ДЕВУШЕК! ЕСЛИ ТВОЯ ДЕВУШКА ГОВОРИТ ЭТИ ФРАЗЫ — БЕГИ!

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы.

Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст. метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.

Упражнение 5.

Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.

2- недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.

Упражнение 6.

Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.

( Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы.

Агр..культура, газ..фикация, газ..фицировать, газ..генератор, газо..провод, класс..фикация, класс..фицировать, спец..фикация, электр..двигатель, электр..станция, электр..фикация, электр..фицировать.

Упражнение 8.

Напишите слова, раскрыв скобки.

( Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложеыие, (пан)германский, (пан)Европа, (псев­доклассический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.

1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави. линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави. почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры.

5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр. минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр. терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.

Упражнение 10.

Напишите слова, раскрыв скобки.

My Little Pony: Дружба — это чудо сезон 3 Серия 12-13 | MLP FIM по-русски

( Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,

Упражнение 11.

Напишите слова, раскрыв скобки.

( Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор. ( Грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. ( Вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион. ( Северо) запад, (юго) восток, (норд) ост.

( Орехово) Зуево, (Эльзас) Лотарингия. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере.

Упражнение 12.

Напишите слова, раскрыв скобки.

( Верти) хвостка, (верти) шейка, (гори) цвет, (держи) морда, (сорви) голова.

Упражнение 13.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание

1.( Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (металло) режущий станок, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (сельско) Хозяйственные машины, (сложно) сочиненное предложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население, (чугуно) литейный завод.

2. ( Вечно) зеленые деревья, (высоко) оплачиваемый специалист, (выше) указанные факты, (гладко) ствольное ружье, (дико) растущая яблоня, (живо) родящая ящерица, (крупно) блочное строительство, (легко) растворимое лекарство, (мало) вероятный случай, (много) сторонний договор, (ниже) перечисленные условия, (низко) оплачи­ваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (скоро) портящиеся продукты, (тонко) молотый кофе, (трудно) проходимый перевал, (узко) специальные термины, (чисто) шерстяной костюм.

Упражнение 14.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание.

( Выпукло) вогнутая линза, (журнально) газетное объединение, (кожевенно) обувная промышленность, (лично) командное первенство, (приемно) переводные экзамены, (ремонтно) техническая станция, (русско) (немецко) французский словарь, (сердечно) сосудистая система, (торгово) промышленный капитал, (фабрично) заводские комитеты, (хозяйственно) организационные мероприятия, (шахматно) шашечные соревнования.

Северо (западный), орехово (зуевский), дизель (моторный). ( Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно) седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый, (темно) синий, (тускло) серый, (ярко) красный.

Упражнение 15.

Перепишите, раскрывая скобки.

( Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира.

( Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

( Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика.

( Историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

Упражнение 16.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.).

4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка (Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном. (Г.). 10.

От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Упражнение 17.

Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

Упражнение 18.

Прочитайте текст. Выделите и выпишите сложные слова.

БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Представьте, что в нашем доме установлен фантастический полителеэкран. Поворот рычажка— и сразу вспыхивает много живых картин. Антенны радиотелескопов ловят сигналы далеких миров. Агрохимики выращивают фрукты-лекарства. По морям летают суда на подводных крыльях. Мчатся экспрессы-катамараны, двухкорпусные тела которых режут морские воды, не образуя волн.

В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электрический ток. Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь. В фокусе электромагнитных волн вспыхивают над тундрой искусственные солнца.

Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.

Упражнение 19.

Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание сложных слов. Напишите изложение.

Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?

Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первы­ми проповедниками христианства в славянских странах.

В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии

Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.

Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица».

Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.

Тест по теме «Правописание сложных слов»

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)листа, (хлебо)завод, (северо)запад;

2) (плащ)палатка, (вечно)зелёный, (еле)еле;

3) (крепко)накрепко, (штаб)квартира, (тёмно)зелёный;

4) (железо)бетонный, (скоро)спелый, (кино)студия.

3.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

4.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (трудно)доступная вершина, (военно)воздушный,

2) (лето)писный, (тридцати)километровый, (ярко)пунцовый;

3) (кругло)суточный, (лево)сторонний, (светло)волосый;

4) (чёрно)белый, (всемирно)известный, (русско)английский.

5.В каком ряду все слова пишутся раздельно?

1) (ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный;

2) (плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни;

3) (дико)растущий,(близ)лежащий, (ясно)видящий;

4) (пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (исторически)значимый.

6.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (водо)провод, (чуть)чуть, (по)английски;

2) кто(то), (горько)солёный, (научно)популярный;

3) (земле)дельческий, когда(нибудь), кое(о)чём;

4) (пол)Крыма, (мало)значащий, (зоо)магазин.

7.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;

2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;

3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;

4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.

8.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по)моему, (велико)русский, (исконно)русский;

2) (полу)финал, (премьер)министр, (на)сквозь;

3) куда(либо), по(прежнему), (штаб)квартира;

4) (хлебо)завод, (прямо)противоположный, нежданно(негаданно).

9.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) из(под), (по)одиночке, (бледно)голубой;

2) (северо)запад, крепко(накрепко), (по)немецки;

3) (во)круг, (в)пятых, (за)частую;

4) (в)дали, (полу)сонный, (кое)кто.

10.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;

2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;

3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;

4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.

11.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (в)дали голубой, играл (в)дали, (за)границей;

2) бок(о)бок, (по)тихоньку, (после)завтра;

3) (метео)сводка, (по)ровну, (в)ничью;

4) (во)время путешествия, (в)доволь, (на)скоро.

12.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) будь (по)твоему, (по)твоему совету, из(под) стола;

2) (в)трое, (на)двое, (по)маленьку;

3) (по)монгольски, весел (по)прежнему, идти (по)прежнему маршруту;

4) тоска(кручина), подойди(ка), (по)над Доном.

13.В каком ряду все слова пишутся раздельно?

1) (в)виду недостатка времени, не прийти (в)следствие болезни, иметь (в)виду;

2) (во)время дождя, (в)миг чудесный, (в)связи с болезнью;

3) иметь (в)виду, идти (на)встречу ветру, включить (в)следствие;

4) спешить (на)встречу с другом, (на)против парка, (не)смотря на запрет.

14.В каком ряду все слова пишутся раздельно?

1) (в)течение месяца, говорить (с)глазу (на)глаз, (по)этому мосту;

2) сварить (в)крутую, вернуться (во)время, перевести деньги (на)счёт банка;

3) узнать (на)счёт экскурсии, (в)продолжение пяти лет, (с)низу;

4) (с)начала года, подойти (в)плотную, идти (по)одному.

15.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) надо(же) решать, помощь (из)вне, разбить (в)дребезги;

2) (в)третьих классах, (по)родственному, что(нибудь);

3) (мало)мальски, (по)дружески, (в)третьих;

4) (по)особенному дорог, идти (по)особенному паркету, как(никак).

16.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) Я пройду тихонько (В)ДОЛЬ забора.

2) Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое ВРЯД(ЛИ)можно выразить обычными словами.

3) (ПО)ВИДИМОМУ, наша поездка приближалась к концу.

4) Я молчу, глядя (В)ДАЛЬ моря.

17.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) ЧТО(БЫ) он ни читал, его нельзя было слушать без волнения.

2) (ОТ)ТОГО дома до нашего совсем близко.

3) (ИЗ)ПОД обрыва начали вылетать стрижи.

4) Дни бегут (В)ПРИПРЫЖКУ.

18.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) «Заходите к нам КАК(НИБУДЬ) до отъезда,» — проговорила Марья Кирилловна.

2) Дорога круто забирала (В)ВЕРХ.

3) Разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Она вдруг совсем (ПО)ДЕТСКИ всплеснула руками.

19.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется раздельно.

1) Мы с Варей засиживались (ДО)ПОЗДНА.

2) Мы (НА)ПЕРЕБОЙ расспрашивали кучеров, смирные у них лошади или горячие.

3) Всё ТАК(ЖЕ) мягко опускался с неба на землю крупный снег.

4) Прежний хозяин (НЕ)ДАВНО покинул это место.

Источник: videotutor-rusyaz.ru

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по русскому языку

Задание 1. Укажите, в каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне.

а) укр…шение, темн…та, пров…лился, док…зать

б) т…желый, выгл…деть, вып…тить, выт…нул

в) встр…чал, высв…тить, т…ория, согр…вать

г) скр…петь, перел…вать, опт…мист, переж…вать

Задание 2. Укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я).

а) листья трепещ…т, травы стел…тся б) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

в) волны плещ…тся, собаки ла. т г) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 3. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.

а) надо (же) решать, помощь (из) вне, разбить (в) дребезги

б) (в) третьих классах, (по) родственному, что (нибудь)

в) (мало) мальски, (по) дружески, (в) третьих

г) (по) особенному дорог, идти (по) особенному паркету, как (никак)

Задание 4. Укажите пример, в котором НЕ пишется со словом раздельно, а на месте пропуска необходимо вставить одну Н.

а) (не) правле…ая рукопись, б) (не) выправле…ая рукопись,

в) (не) выправле…ая редактором рукопись, г) рукопись (не) выправле…а

Задание 5. Укажите предложение, в котором все выделенные слова пишутся раздельно.

а) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

б) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

в) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

г) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

Задание 6. Запишите, какие получатся слова, если в словах дядя, бак звонкие согласные произнести в полости носа.

Задание 7. Выберите все правильные варианты произношения слов.

а) а[ф’э]ра б) а[ф’о]ра в) новорож[д’о]нный г) новорож[д’э]нный

Задание 8. Укажите в каждой группе третье «лишнее» слово, опираясь на их функционирование и произношение.

а) АЗС, РФ, ООН б) СПИД, НАТО, КАСКО

Задание 9. Укажите правильное значение слова графоман.

а) специалист по изучению почерка б) граф в Англии

в) человек, страдающий болезненным пристрастием к сочинительству г) фанатик

Задание 10. Укажите, в каком примере правильно использовано устойчивое выражение.

а) Был да уплыл. б) Власть держащие. в) Не мудрствуя лукаво. г) Во главе угла.

Задание 11. Укажите, в каком варианте содержится ошибочное утверждение о предложении «Давай вдвоём песенку споём».

а) предложение простое, неопределённо-личное

б) главный член предложения – это сказуемое «давай споём»

в) предложение распространённое

г) вид связи в словосочетании «споём песенку» – управление

Задание 12. Укажите существительное, которое по грамматическим признакам является лишним. Укажите термин, называющий этот грамматический признак (записать одним словом).

а) туфли б) кроссовки) сандалии г) кеды

Задание 13. Укажите правильное значение фразеологизма «пиррова победа».

а) убедительная победа б) долгожданная победа

в) сомнительная победа г) скорая победа

Задание 14. Укажите,в каком слове суффикс -ИЩ- имеет усилительное значение.

а) топорище (рукоятка топора) б) голенище

в) урочище г) сапожище

Задание 15. Укажите слово, образованное путём сложения

а) дикорастущий б) всепрощающий

в) быстрорастворимый г) вагоноремонтный

д) все указанные слова образованы путём сложения

Задание 16. Запишите расшифровку слов церковнославянского языка (запишите слова в той последовательности, в которой они даны в задании). Запишите, как называется знак, используемый для подобной записи слов.

Задание 17. Запишите слово, которое пропущено в словообразовательной цепочке

ходить → … → восхождение.

Задание 18. Укажите слово, в котором на современном этапе нельзя выделить приставку.

а) озорничать б) раздеть в) обувать г) снимать

Задание 19. Какой древнерусский союз имеет не такое значение, как все остальные.

а) бо б) ибо в) поелику г) еже

Задание 20. Выпишите из приведенного четверостишия слово, в котором произошло историческое изменение — упрощение группы согласных.

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

Задание 21. Укажите, какой грамматический признак глагола влияет на образование личных временных форм (записать одним словом).

Задание 22. Прочитайте польские слова с упрощённой транскрипцией и их перевод на русский язык.

rzeka [жэка] — река

czysto [чысто] — чисто

chrzan [хшан] — хрен

przyroda [пшырода] — природа

Переведите на русский язык слова «przyczyna», «rzadko».

Задание 23. Укажите, в каком предложении на месте многоточия ставятся два знака препинания — запятая и тире.

а) Он считал, что способность к счастью … такой же редкий талант, как и способность к музыке и живописи.

б) В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, которые ему приписывают скептики … ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.

в) «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму» … писал Лев Толстой.

г) Эти равнины … словно море бескрайнее.

Задание 24. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении «Вечер был так хорош (1) что чай унесли (2) а мы остались на террасе (3) и разговор был так занимателен для меня (4) что я не заметила (5) как понемногу затихли вокруг нас людские звуки (Л. Толстой)».

а) 1, 4 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4, 5 г) 1, 2, 3, 4, 5

Задание 25. Укажите, в каком предложении нужна запятая перед выделенным союзом И.

а) Это наполнило его радостью, а глядя на других — и гордостью: конечно же, она была лучше всех И ни у кого такой дамы не было.

б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий И всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.

в) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества И что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни.

г) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире И шире и небо делалось глубже.

Задание 26. Укажите предложение без грамматических ошибок.

а) На факультативном занятии ребятам разъясняли об особенностях строения речевого аппарата.

б) В гостинице с полуторастами отдыхающими провели благотворительную акцию.

в) Благодаря штормовому ветру многие деревья в саду оказались поломаны.

г) Составить отчёт о работе необходимо в течение недели.

Задание 27. Укажите предложение, в котором неправильно употреблено выделенное слово. Напишите термин, которым называется явление, вызвавшее ошибку (одним словом).

а) Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

б) После войны он решил пойти на дипломатическую работу.

в) Особый интерес привлекали члены дипломатического корпуса.

г) Минувшая неделя была у него заполнена тонкой дипломатической игрой.

Задание 28. Укажите словосочетание, значение которого может быть понято только из контекста.

а) посещение родственников б) чтение газеты

в) рассказ пастуха г) приезд проверяющих

Задание 29. Укажите предложение, в котором инфинитив выполняет функцию обстоятельства.

а) О нерешённом говорить – только людей пугать.

б) Часто вопреки деревенскому порядку рано ложиться спать разговоры шли до полуночи.

в) Он стеснялся показывать свою радость и только крепко здоровался со мной за руку.

г) Мы остановились у небольшой речки отдохнуть и напоить лошадей.

Задание 30. Укажите правильную характеристику предложения «На небе ни облачка».

а) односоставное, назывное б) двусоставное, неполное

в) односоставное, неопределённо-личное г) односоставное, неполное

Задание 31. Определите стилистическую фигуру, которая используется в предложении «Опаснаохота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства».

а)бессоюзие б) инверсия в) парцелляция г)эллипсис

Задание 32. Укажите, какие жанры текстов относятся к научному стилю.

Задание 33. Укажите слово с научной окраской.

б) погашать (кредит)

Задание 34. Определите, для какого стиля характерно употребление суффиксов -ИЩ- (голосище), -ИН- (дурачина), -УН- (болтун), -ЛЯВ- (вертлявый) и т.п.

Задание 35. Перепишите пример, записав прописью числительные в той форме, в которой они употреблены в предложении

«В 2015 году в Шанхае планировали построить небоскрёб, высота которого должна была равняться 1 228 метрам».

Задание 36. Укажите предложение, в котором форма времени глагола используется в переносном значении.

а) Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет!

б) Дети встали в круг, взялись за руки и закружились в хороводе.

в) Кажется Егору, будто рядом кто-то стоит.

г) Если он захочет, всё у него получится.

Задание 37. Укажите предложение, в котором глагольная форма одного наклонения употреблена в значении другого.

а) Если бы ты пользовался картой, то успел бы к назначенному часу.

б) Восстань, пророк.

в) Шёл бы ты отсюда подобру-поздорову.

г) Люблю грозу в начале мая.

Задание 38. Укажите, какой глагол по грамматическому признаку является лишним. Запишите термин, называющий этот грамматический признак (одним словом).

а) бежать б) молоть в) слушать г) брить

Задание 39. Определите, какое из приведенных сложных прилагательных не может быть в названии словаря. Укажите правильный вариант ответа.

а) русско-латинский б) русско-иракский

в) русско-персидский г) русско-греческий

Задание 40. Соотнесите латинские выражения и их русские эквиваленты. Запишите цифру и соответствующую букву.

1. O tempora, o mores. А. Природа не терпит пустоты.

2. Fortes fortuna adjuvat. Б. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

3. Natura abhorret vacuum. В. Судьба помогает смелым.

4. Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Г. О времена, о нравы.

Источник: poisk-ru.ru

«По особенному» или «по-особенному»: как надо писать?

Нетрудно ошибиться в написании словосочетания «по особенному», если не знать или не помнить, как надо. Как вы думаете, какой из вариантов будет правильным – «по особенному» или «по-особенному»?

Как правильно?

Первое и самое главное, что надо запомнить: можно писать эти два слова как раздельно, так и через дефис.

Вся разница в том, что это – совершенно разные фигуры речи, и не стоит их путать друг с другом.

Морфемный разбор

Сперва разложим написанное через дефис слово «по-особенному» на составные части:

по — особ енн ому

  • «по» – приставка;
  • «особ» – корень;
  • «енн» – суффикс;
  • «по-особенн» – основа слова;
  • «ому» – формообразующий суффикс, в состав основы не входит.

Когда пишем выражение с дефисом?

Предлог «по» пишется с прилагательным «особенному» в дательном падеже через дефис, когда это – одно наречие. Это просто проверить – достаточно задать вопрос. Если выражение даёт ответ на вопрос «как?», будьте уверены: перед вами – наречие.

Согласно языковым нормам, наречия, что образованы суффиксальным способом («ому») путём соединения предлога с прилагательным, нужно писать только через дефис.

Образцы предложений

Лучше усвоить прочитанное помогут наглядные примеры:

  1. В тот вечер Джулия выглядела по-особенному очаровательной.
  2. Ведущий церемонии был по-особенному вежлив и галантен со всеми участниками.
  3. Вот эта песня как-то по-особенному пронзительна, совсем не похожа на всё остальное его творчество.

Похожая статья «Лешить» или «лишить»: как правильно писать?

Когда пишем раздельно?

Если же под словосочетанием «по особенному» имеется в виду «по какому?», то это – не наречие, а обычное сочетание предлога с прилагательным. Такие конструкции необходимо писать раздельно.

Дополнительная подсказка – пояснительное существительное сразу после слова «особенному».

Примеры предложений

Давайте ещё раз обратимся к образцам предложений:

  1. Сегодня нам предстоит собраться по особенному поводу.
  2. Они виделись довольно редко, раз в пару месяцев, но по особенному случаю.
  3. А дальше события развивались просто-таки по особенному сценарию, который нарочно не выдумаешь.

Синонимы

Наречие «по-особенному» можно заменить одним из смысловых аналогов:

  • непривычно;
  • не так, как всегда;
  • удивительно;
  • необычно;
  • оригинально;
  • своеобразно.

Ошибочное написание

Нельзя путать две рассмотренных речевых фигуры. Ещё раз обратимся за помощью примеров:

  1. Нам сегодня надо встретиться по-особенному случаю.
  2. Ты сегодня как-то по особенному воодушевлена.

Оба этих примера содержат ошибки. В первом предложении нужно писать раздельно, во втором – с дефисом. Чего точно не может быть, так это слитного написания – «поособенному».

Резюмируем

Выражение «по особенному» может писаться как раздельно, так и через дефис.

Если оно отвечает на вопрос «по какому?», значит, пишем эти два слова раздельно. Если же имеется в виду «как?», словосочетание «по-особенному» следует писать через дефис. Слитного написания быть не может.

Источник: znanieinfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...