Российский паркет — отрасль декоративно-прикладного искусства, специализированная на создании полов из различных материалов, в том числе и древесины различных сортов, то есть паркета. Сейчас таркетт паркетная доска – универсальный декоративный материал, который можно встретить, практически в каждом доме. Окунёмся вглубь истории.
Меншиковский дворец (первое каменное и большое по размерам здание Петербурга) дает хорошее представление про все типы полов начала 18 века. Дворец стал строительной площадью, вобравшей в себя много технологий и средств обработки стройматериалов переходного периода. Так, в служебных помещениях первого этажа использовали холодные полы, выложенные из кирпича, где разместили дворцовую стражу и оружие, поварню и т.д. Часть полов была покрыта прямоугольными створками мрамора контрастных цветов на голландский манер. Некоторые залы имели простые дощатые полы без паркетов (токарня, помещения для часовых матросов и т.п.).
9 фактов о быте Петербурга 19 века
Теплые полы с паркетом были созданы только на втором, парадном этажа дворца. Небольшие по размерам залы имели геометрические паркеты, в каждом зале с собственным рисунком.
Дворец в усадьбе Останкино имел свои особенности как в построении, так и в плане и окружении. Для крепостных театров обычно отводили отдельный павильон в усадебном парке или отдельное помещение в флигеле. В Останкино, наоборот, сначала выстроили театр со сценой и театральными механизмами, а затем обустроили помещение театра рядом с парадным залом. Театр таким образом стал центральным помещением дворца и начал выполнять кроме театральных — функции балльной залы и помещения для банкетов.
Залы, которые украшали пышный театральный зал, тоже получили пышный декор. Обладатель дворца сильно спешил, поэтому от ценных материалов отказались везде, где только было можно. К декору дворца подошли как к созданию бутафорских интерьеров на сцене. Ценный мрамор заменяли древесиной, искусно расписанной под рисунки как на мраморе, а бронзу «изготовили» из папье-маше, которое окрасили под настоящую бронзу. Художественные плафоны в дворцовых залах создали не техникой фрески по влажной почве, что требовало сушку, а созданием рисунков на холсте или на бумаге и разместили их на потолках.
Но были и исключения — люстры и паркеты. Декорированием дворца занимался крепостной Павел Аргунов. Именно ему приписывают создание дворцовых паркетов. Создавали рисунок будущего пола, а крепостной плотник Федор Пряхин с бригадой крепостных помощников реализовывал рисунок из российских и зарубежных сортов древесины с добавлением олова и перламутра.
Паркеты дворца в Останкино получили оригинальность и из-за использования ценных сортов древесины (самшит, палисандр, амарант и др.). И из-за оригинальных рисунков, которые не повторяли больше нигде.
Только в 19 веке произошла первая систематизация знаний о полах и паркетах. Полы в 19 веке разделили на теплые и холодные (теплые — из древесины, холодные — из других стройматериалов, то есть кирпича, керамики, чугуна, асфальта и т.п.).
паркет середины 19 века
Паркеты и отнесли к теплым полам. В 19 в. предложены и первые стандартные рисунки для паркетов, ориентированные на определенный слой небогатых клиентов.
Еще в конце 18 в. возникают относительно дешевые сосновые паркеты. Они имели упрощенный рисунок.
Для скорости работ перешли и к созданию дощатых щитовых полов. Заранее несколько досок фиксировали вместе в единый щит (своеобразный модуль). Затем из этих щитов создавали пол.
Художественную ценность имели только художественные паркеты по индивидуальным рисункам, выполненные из нескольких сортов древесины (до 10 и более сортов) с добавлением перламутра или без него. В 19 веке стали покрывать паркеты воском, затем вместо воска мастикой. Лаки той поры не были устойчивыми, их стали использовать позже.
Имели распространение и имитации ценных художественных паркетов. Древесину пола грунтовали, красили в единый цвет, а потом приглашали художника для создания рисованной имитации паркета.
Источник: md-eksperiment.org
Стили паркета
Свою историю паркет в том виде, в каком он дошёл до наших дней, берёт с Петровской эпохи. Именно Пётр I привёз в Россию вместе с париками и кораблями моду на паркетное напольное покрытие. Посмотрев на красоту европейских дворцов, царь решил «не ударить в грязь лицом» и не посрамить Отечество.
Начиная возведение Петергофа, великий царственный труженик лично перерисовывал чертежи у голландских архитекторов. Для паркетных работ были доставлены мастера художественной резьбы из Оружейной Палаты. С того времени паркет в России стал популярным и любимым покрытием полов.
Барокко
Этот стиль был на пике моды в начале 18 века. Повсеместно полы украшались ромбами, квадратами, крестами, звёздами с множеством лучей. Такой паркет не требовал много времени и особых навыков. В работе использовались планки с прямыми резами и гранями. Никаких лишних украшений в виде бордюров, плинтусов, розеток не было.
Для этого покрытия использовали привычные для России породы древесины: ясень, дуб, груша, бук, берёза, орех, клён, вишня, лиственница, можжевельник. Позднее этот перечень увеличился. Паркет укладывали частями на брусчатую решётку. Такой способ положил начало современным методам укладки модульного паркета.
Рококо
Этот стиль характеризуется выразительными формами, цветовым разнообразием, сложными узорами и линиями. Часто добавлялись изображения птиц и животных. Паркет напоминал разноцветный ковёр из дерева. Присутствовали национальные мотивы. Использовались необычные для России породы деревьев.
Например, карагач, палисандр, амарант, сандаловое и эбеновое дерево.
Классицизм
Паркет этого стиля стал популярен в самом начале 19 веке. Он отличался простым незамысловатым рисунком, который немного напоминал греческое направление. Количество цветов и пород дерева тоже убавилось. Но добавились различные сопутствующие украшения в виде бордюров, плинтусов, розеток и так далее. Они оживляли напольную картину и вносили разнообразие в отделку помещения.
Ампир
В 19 веке стало модно использовать паркет в стиле ампир. Он выражался в более украшенном праздничном орнаменте. Победы в сражениях тех лет отразились в отделке зданий. Людям захотелось торжественности и праздничного настроя.
Модерн
Любовь к искусству и ретро сподвигла людей к реставрации старинных зданий и соответственно паркета. В массовом использовании начала преобладать асимметрия в узорах, абстрактные орнаменты и многообразие форм. Во время Гражданской и Великой Отечественной войн про паркет немного забыли.
С середины 20 столетия строители и дизайнеры вновь обратились к этому виду деревянных покрытий. В наше время используется различная стилистика и вид древесины. Деревообрабатывающая промышленность с помощью фрезерных станков с ЧПУ производит качественный паркет, который с удовольствием выкладывают наши современники в своих жилищах.
SprutCAM Практик бесплатно на год при покупке станка с ЧПУ
Поделиться:
Источник: frezeru.ru
Соловьев К. А. Русский художественный паркет. — Москва, 1953
Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 223 с., ил. — (Художественные изделия в архитектуре).
Книга проф. К. А. Соловьева — первый значительный труд, посвященный русскому художественному паркету.
В ней широко использован материал архивов и дан богатый подбор образцов паркета XVIII и XIX вв. Многие из этих образцов погибли в годы Великой Отечественной войны.
Книга ставит своей задачей показать высокое искусство русских мастеров этой эпохи и кладет основу изучения русского художественного паркета и его использования в советских общественных и жилых зданиях.
Настоящая работа является седьмым выпуском трудов Останкинского дворца-музея.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Грандиозное советское строительство жилищ и общественных зданий во всю ширь поставило перед нашими архитекторами и художниками проблему создания художественно оформленного советского интерьера. В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы предусматривается широкая программа государственного жилищного строительства. В городах и рабочих поселках в течение пятилетки будут построены новые жилые дома общей площадью около 105 млн. кв. метров. Объем капитальных вложений на коммунальное строительство будет увеличен примерно на 50% против 1950 года. Строительство как жилых домов, так и общественных зданий должно быть осуществлено на высоком художественном уровне.
На основе использования богатейшего наследия русского декоративного искусства уже создан новый тип интерьера, национального по форме и социалистического по идейному содержанию. Советская архитектура отличается свежестью, оригинальностью и высоким совершенством не только идейно-художественного образа в целом, но и отдельных деталей. Наиболее трудным для выполнения в декоре интерьера является художественный паркет, над которым проводилась и проводится экспериментальная работа в мастерских Дворца Советов, московского метрополитена и в Институте архитектуры жилища Академии архитектуры СССР.
Советское правительство, уделяя огромное внимание убранству и художественно-обстановочному комплексу жилища, возобновило деятельность двух высших художественно-промышленных училищ — в Москве и в Ленинграде, а также создало ряд художественно-ремесленных школ, в программу которых входят специальные дисциплины по художественной обработке дерева, где вопросы использования различных пород в применении к щитовым паркетам являются весьма необходимыми.
Русский художественный паркет XVIII и XIX веков, оригинальный по своей форме и тесно связанный с древнерусским искусством, занимает одно из первых мест в мировом декоративном искусстве. Между тем, до настоящего времени мы не имеем исследовательской работы по художественному щитовому паркету, которая подытоживала бы наши национальные достижения в этой области¹.
____________
¹ Серьезная работа по изучению паркета некоторых дворцов Ленинграда была предпринята аспирантом Академии архитектуры СССР архитектором Н. С. Ямпольским, погибшим на фронте Великой Отечественной войны. Часть фотографий обмеров Н. С. Ямпольского, а также Кузьмина, Ощепкова, Пудкевича, Ганзенкова и фото с акварели художника Гау были любезно предоставлены автору музеем Академии архитектуры СССР.
Это обстоятельство налагает на советских искусствоведов большую и ответственную задачу исследования и широкой популяризации достижений русского декоративного искусства, ибо русским художникам и архитекторам принадлежат такие высокохудожественные паркеты, равных которым нет ни в одной стране мира.
Изучение художественного паркета необходимо для создания полной истории русского декоративного искусства, которым издавна славилась наша культура и которое так ярко расцвело в наше советское время.
Оно нужно нам и для разрешения практических задач, стоящих перед советскими архитекторами и строителями. Замечательное наследие в области русского художественного паркета должно быть широко использовано в советской архитектуре. Лучшие образцы паркетов, созданные мастерами минувших веков, творчески переработанные советскими художниками, должны стать предметом массового индустриального изготовления.
В настоящее время наши исследователи разрабатывают технологический процесс индустриального изготовления художественного щитового паркета, в котором найдет достойное отражение замечательное отечественное наследие.
Источник: tehne.com