Национальная библиотека Польши, уже радовавшая нас ранее планами и рисунками Анненгофа, Головинскогои Перовского дворцов, хранит еще один интереснейший комплекс документов — датируемые 1759 годом растреллиевские эскизы паркетов Четвертого (то есть ныне существующего) Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Графически сложные, сопоставимые своей орнаментальной насыщенностью с декором стени потолков, предполагающие высочайший уровень мастерства краснодеревщиков, эти проекты в том виде, как их разработал автор, реализованы не были.
Как известно, императрица Елизавета Петровна, заказчица дворца, не дожила до завершения строительства, а ее наследник Петр III, которому не терпелось въехать в новую резиденцию, повелел С.И. Чевакинскому упростить, а главное, удешевить узорные полы путем замены импортных сортов дерева, дорогостоящихи затруднительных в доставке, отечественными.
С такими, гораздо менее трудоемкими в исполнении паркетами уже умели работать русские мастера — охтинская артель столяров, с которыми С.И. Чевакинский сотрудничал при создании паркетов в Царском селе, в то время как Ф.Ф.
Художественный паркет в Эрмитажем театре #художники #арт #дизайнинтерьера
Растрелли предполагал привлечь к набору иноземцев Люшенколя, Я. Ротхаусаи Б. Эгга, чьи услуги стоили, естесственно, на порядок дороже, чем труд крепостных или приданных тому или иному ведомству русских умельцев. В итоге оригинальные идеи Ф.Ф. Растрелли в жизнь не воплотилисьи дошли до нас исключительно на бумаге. Впрочем, из-за грандиозного пожара 1837 года, полностью уничтожившего все ранние интерьеры, а равнои из-за последующих многочисленных переделоки перепланировок помещений мы все равно бы не смогли сегодня увидеть авторскую отделку комнат Зимнего дворца.
Известно, что Ф.Ф. Растрелли представил на рассмотрение двадцать семь чертежей. В электронном виде нам сейчас доступны девятнадцать: восемь паркетов были украшать личные покои Елизаветы Петровны в юго-восточном ризалите дворца, пять располагаться в анфиладе южного корпуса, два — западного, а еще четыре неподписанных рисунка однозначно «привязать» к планировке дворца не удается.
В конце публикации помещен заимствованный из Большой Советской энциклопедии план Зимнего дворца, на котором отмечены предполагаемые локализации представленных паркетов (нумерация залов не произвольная, она соответствует заголовкам чертежей либо их архивным описаниям). Некоторые межкомнатные стены пришлось «снести», двери «заложить» или «прорубить», но это не противоречит здравому смыслу. План дворца — документ более ранний по отношению к рисункам паркетов,и последние готовились уже после того, как все помещения были окончательно определены в своих очертаниях, не полностью совпадая с изначальными замыслами.
И как всегда, все картинки кликабельны,и под каждой дана ссылка на сканированный оригинал в восхитительном разрешении.
Эскизы паркетов для личных комнат императрицы
Источник: history-of-art.livejournal.com
Эрмитаж.Паркет.
Секреты Эрмитажа. Сколько видов дерева в паркете и почему нет ни одного герба?
Известно, что оригинальный дореволюционный паркет в залах Эрмитажа сохранился на 60-70%. Остальные 30-40% основательно реставрировались или заменялись, то есть в большинстве своем под нашими ногами работа мастеров 18-19 веков!
Петровский зал Зимнего дворца. Интрерьер восстановлен после пожара 1837 года.
Многие удивляются почему в Эрмитаже не ходят в бахилах? И здравое зерно в этом есть, ведь роскошь в стенах музея не только на стенах и потолке, но и прямо под ногами!
Тончайшая работа из дерева
Для паркетных работы в зданиях музея использовались 16 пород дерева. Это и черное/розовое/красное дерево, сандал, палисандр, самшит, дуб, пальма и многие другие! Рисунки на паркете можно рассматривать бесконечно!
При уровне технологий 19 века — великолепная работа!
Каких только узоров не встретишь на полу бывшей императорской резиденции!
А знаете какого изображения вы никогда не встретите на паркете? Двуглавого орла — герба Российской империи. Все только потому, что не гоже топтать символ государства ногами!
Источник: dzen.ru
Паркет как в эрмитаже
2 года назад
Великолепный пост! Нет числа сокровищам Эрмитажа.
Спасибо!
2 года назад
Альбина Альбиони, , начнем с уборки. Она ежедневно начинается в Эрмитаже в 7.15 и заканчивается в десять утра. С мая по октябрь — в девять (в эти месяцы организованные группы появляются в музее раньше, чем зимой). То есть за 2 часа 45 минут (а то и быстрее) в экспозиционных залах нужно вымыть 31 137 кв. м паркетных полов, 15 778 кв. м — каменных, 6038 кв. м — лестниц.
А ведь есть еще уникальные мозаичные полы, которые убираются особенно деликатно. При этом лифтов в музейных зданиях немного, вода доступна не везде. Большинство каменных лестниц моют сверху вниз — постепенно спускаясь по ним с ведром, по ходу неоднократно меняя воду.
Если речь идет о паркете, «влажной протирки» недостаточно. Нужно еще удалить черные отметины от резиновой обуви. Ведь особенности исторической архитектуры зданий не везде позволяют положить трехступенчатую систему грязезащитных покрытий.
2 года назад
Даже, Дворцовый паркет Эрмитажа, и все другие фрагменты интерьера это шедевры великого изобразительного искусства.
2 года назад
Даже, Дворцовый паркет Эрмитажа, и все другие фрагменты интерьера это шедевры великого изобразительного искусства.
2 года назад
До чего велик человек.
2 года назад
О да.
Да, да, да!
Умели же делать при клятом царизЬме!
Вспоминается из киноклассики: «Умели же делать гранаты в 14-м году!»
2 года назад
Великолепный пост! Нет числа сокровищам Эрмитажа.
Спасибо!
2 года назад
Время не только тапочки носить, но учиться летать, чтобы сохранить шедевры!
2 года назад
Потрясающе красиво! Большое спасибо!
2 года назад
А как сохраняют паркеты Эрмитажа, когда по ним ходят сотни тысяч экскурсантов и даже без бахил?
2 года назад
Альбина Альбиони, , начнем с уборки. Она ежедневно начинается в Эрмитаже в 7.15 и заканчивается в десять утра. С мая по октябрь — в девять (в эти месяцы организованные группы появляются в музее раньше, чем зимой). То есть за 2 часа 45 минут (а то и быстрее) в экспозиционных залах нужно вымыть 31 137 кв. м паркетных полов, 15 778 кв. м — каменных, 6038 кв. м — лестниц.
А ведь есть еще уникальные мозаичные полы, которые убираются особенно деликатно. При этом лифтов в музейных зданиях немного, вода доступна не везде. Большинство каменных лестниц моют сверху вниз — постепенно спускаясь по ним с ведром, по ходу неоднократно меняя воду.
Если речь идет о паркете, «влажной протирки» недостаточно. Нужно еще удалить черные отметины от резиновой обуви. Ведь особенности исторической архитектуры зданий не везде позволяют положить трехступенчатую систему грязезащитных покрытий.
2 года назад
Евгений, вот поэтому меня так тревожит сохранность уникальных эрмитажных паркетов. Сейчас наши женщины в подавляющем большинстве стали носить повседневную обувь без каблуков, а если на шпильках? Конечно, музей много зарабатывает на потоке посетителей, но ведь паркеты- это не просто полы, которые можно перестедить, это антикварное произведение искусства! Хоть бы дорожки, что ли, стелили на пути экскурсантов. Екатерининский дворец почти полностью новодел( фашисты ведь почти до основания разрушили его), но там выдают бахилы. По крайней мере, раньше выдавали
2 года назад
Альбина Альбиони, вот статья про уборку в Эрмитаже. Чистота — дело чести. Как в Эрмитаже поддерживают порядок?
Так она начинается.
«Полвека тому назад на входе в музей посетители надевали войлочные тапочки — безразмерные, неуклюжие. В дворцовых интерьерах они выглядели и ощущались особенно неуместно. Теперь в Эрмитаже ничего подобного нет. Как нет и хрустящих полиэтиленовых чехлов-бахил. В музее все должно быть прекрасно. И. чисто.
Невзирая на то что каждый день по его залам проходят до сорока тысяч посетителей. Как Эрмитажу удается поддерживать безукоризненную чистоту полов, окон, стен, люстр, витрин? Для этого существует специальное подразделение — отдел обслуживания механизированной техникой.»
2 года назад
Евгений, да не в чистоте дело, а в том, что уникальные паркеты истираются под сотнями тысяч ног! Ведь картины не разрешают трогать руками?
2 года назад
Альбина Альбиони, паркеты , как и картины , имеют трехступенчатую систему грязезащитных покрытий. И они, как и всё, со временем подвергаются реставрации.
2 года назад
Евгений, тогда надо лапать картины.
2 года назад
Полный восторг. Большое спасибо!
2 года назад
Величественно! На самом деле Шедевры.
Источник: obiskusstve.com