Опрятней модного паркета это ямб или хорей

. «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Эта строка из «Онегина» заставила нас, восьмиклассников, рассмеяться. И тут же покраснеть, когда учительница спросила: — А вы можете? Сейчас проверю!

Шорох страниц учебника, унылый бубнёж: «Ямб. анапест. дактиль». Неужели это можно запомнить так, чтобы не путаться никогда?!

Можно! И читающий эту страницу прежде, чем дочитает её до конца, запомнит размеры стиха навсегда. При помощи волшебной ключевой фразы:

Хочет Яшка Дать Аркашке АНанас.

Расшифруем: ДВА размера ДВУСЛОЖНЫХ. Логично, что в предложении они «зашифрованы» первыми. В Хорее ударение на ПЕРВОМ слоге, потому слово «Хочет» — первое. В Ямбе — на втором. Слово «Яшка» поэтому второе.

(в идеале должен быть ЯрЯшка, но такого имени нет. Вот и пришлось пожертвовать абсолютной точностью.

Но то, что во ВТОРОМ слове, которое на Я (ЯМБ), ударение должно быть на ВТОРОМ слоге — это запомнить можно?)

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

БУря МГЛОю НЕбо КРОет.

КАбы МИлыЕ деВИцы.

ТРОЙка МЧИТся, ТРОЙка СКАчет.

отКРЫлась БЕЗдна, ЗВЕЗД полНА.

и ГРЯнул БОЙ, полТАВский БОЙ.

под НИМ казБЕК. как ГРАНЬ алМАза.

Единственная трудность здесь — почувствовать ритм. Но если пропеть стихи, хотя бы мысленно, и «поиграть в ударника», отбивая их ритм карандашом по столу — размер легко «обнаруживается».

Ямб — чёткий, мужественный размер, «открытый» Ломоносовым, оказался самым удобным, самым удачным. Именно им написана ПОЛОВИНА всех стихотворений на русском языке.

Итак, что означают в «волшебной» фразе слова «Хочет Яшка» мы выяснили. Так же как и то, почему их нельзя поменять местами.

Источник: dzen.ru

Сопоставьте стихотворную строчку с соответствующим метром А. хорейБ. ямбВ. дактиль Г.

Соотнесите стихотворную строчку с подходящим метром
А. хорей
Б. ямб
В. дактиль
Г. амфибрахий
Д. анапест
1). Серебрится речка ,
Серебрится ручей ______
2).Подруга дней моих суровых ______
3).Кто прыгает , кто мчится под хладною темнотой?_____
4).Ты и убогая ,
Ты и обильная ____
5).Опрятней модного паркета
Сияет речка , льдом одета ____
6).Замечательная осень ! Здоровый , ядреный
Воздух усталые силы бодрит _____
7).Вновь я в деревне. Хожу на охоту
Пишу мои вирши — живется легко ______
Помогите пожалуйста !

  • Kamilla
  • Литература
  • 2019-06-10 03:48:10
  • 5
  • 2

Anton Sobenevskij 2019-06-10 03:56:14

1). Серебрится речка ,
Серебрится ручей ____ Д. анапест __
2).Подруга дней моих грозных ____ Б. ямб __
3).Кто прыгает , кто мчится под хладною мглой?___ Г. амфибрахий __
4).Ты и убогая ,
Ты и обильная ___ В. дактиль _

Стихотворные размеры. Ритм стихотворения


5).Опрятней модного паркета
Блистает речка , льдом одета __ Б. ямб __
6).Замечательная осень ! Здоровый , ядреный
Воздух усталые силы бодрит __ В. дактиль ___
7).Вновь я в деревне. Хожу на охоту
Пишу мои вирши — живется просто ___ Г. амфибрахий ___

Varvara Nehrikova 2019-06-10 03:50:35

1)анапест(я сомневаюсь)
2)ямб
3)амфибрахий
4)дактиль
5)ямб
6)дактиль
7)амфибрахий

Источник: obrazovalka.com

Стихотворные размеры

Стихотворный размер (метр) – это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.

В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.

Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.

Силлабо-тонические размеры

В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Двухсложные размеры

К двухсложным размерам относят хорей и ямб.

Хорей

Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Схема: —´‿

Ямб

Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´

Трехсложные размеры

К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д – дактиль, ам – амфибрахий, а – анапест).

Дактиль

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первый слог.

Схема: —´‿‿

Амфибрахий

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´‿

Анапест

Анапест – трехсложный размер с ударением на третий слог.

Схема: ‿‿—´

Логаэд

Логаэд – это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

Песню запойте для нас, милые Музы!
Лепит понтийский закат тень на вершине.
Воздухом нежной зимы пахнут арбузы,
Медом осенней зари — спелые дыни.
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿
(стяжение в 3 стопе)
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´
(стяжение в 5 стопе)

Дольник

Дольник – стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

Сверхсхемные ударения

Сверхсхемные ударения (внеметрические) – это ударения на слабых местах в стихе.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´—´‿—´‿—´‿—´.

Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей.

Спондей

Спондей – сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

Схема: ‿´—´ или —´‿´ (записывать — — неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´—‿—´‿—´‿—´
‿—‿—´‿—‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—‿—´‿—´‿—´

Пропуски метрических ударений

Пропуск метрических ударений – это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿—‿—´‿—‿—´ – такое явление и называется пропуском метрических ударений.

Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий.

Пиррихий

Пиррихий – пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

Схема: ‿— или —‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Ты, меня любивший фальшью
Истины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальше
Некуда! — За рубежи!

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик – стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.

Акцентный стих

Акцентный стих – стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
—´‿—´‿‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿
—´‿‿‿‿—´‿—´
—´‿‿‿‿—´—´‿‿
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´
‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение.

Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)

Источник: lit-ege.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...