. «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Эта строка из «Онегина» заставила нас, восьмиклассников, рассмеяться. И тут же покраснеть, когда учительница спросила: — А вы можете? Сейчас проверю!
Шорох страниц учебника, унылый бубнёж: «Ямб. анапест. дактиль». Неужели это можно запомнить так, чтобы не путаться никогда?!
Можно! И читающий эту страницу прежде, чем дочитает её до конца, запомнит размеры стиха навсегда. При помощи волшебной ключевой фразы:
Хочет Яшка Дать Аркашке АНанас.
Расшифруем: ДВА размера ДВУСЛОЖНЫХ. Логично, что в предложении они «зашифрованы» первыми. В Хорее ударение на ПЕРВОМ слоге, потому слово «Хочет» — первое. В Ямбе — на втором. Слово «Яшка» поэтому второе.
(в идеале должен быть ЯрЯшка, но такого имени нет. Вот и пришлось пожертвовать абсолютной точностью.
Но то, что во ВТОРОМ слове, которое на Я (ЯМБ), ударение должно быть на ВТОРОМ слоге — это запомнить можно?)
ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
БУря МГЛОю НЕбо КРОет.
КАбы МИлыЕ деВИцы.
ТРОЙка МЧИТся, ТРОЙка СКАчет.
отКРЫлась БЕЗдна, ЗВЕЗД полНА.
и ГРЯнул БОЙ, полТАВский БОЙ.
под НИМ казБЕК. как ГРАНЬ алМАза.
Единственная трудность здесь — почувствовать ритм. Но если пропеть стихи, хотя бы мысленно, и «поиграть в ударника», отбивая их ритм карандашом по столу — размер легко «обнаруживается».
Ямб — чёткий, мужественный размер, «открытый» Ломоносовым, оказался самым удобным, самым удачным. Именно им написана ПОЛОВИНА всех стихотворений на русском языке.
Итак, что означают в «волшебной» фразе слова «Хочет Яшка» мы выяснили. Так же как и то, почему их нельзя поменять местами.
Источник: dzen.ru
Сопоставьте стихотворную строчку с соответствующим метром А. хорейБ. ямбВ. дактиль Г.
Соотнесите стихотворную строчку с подходящим метром
А. хорей
Б. ямб
В. дактиль
Г. амфибрахий
Д. анапест
1). Серебрится речка ,
Серебрится ручей ______
2).Подруга дней моих суровых ______
3).Кто прыгает , кто мчится под хладною темнотой?_____
4).Ты и убогая ,
Ты и обильная ____
5).Опрятней модного паркета
Сияет речка , льдом одета ____
6).Замечательная осень ! Здоровый , ядреный
Воздух усталые силы бодрит _____
7).Вновь я в деревне. Хожу на охоту
Пишу мои вирши — живется легко ______
Помогите пожалуйста !
- Kamilla
- Литература
- 2019-06-10 03:48:10
- 5
- 2
Anton Sobenevskij 2019-06-10 03:56:14
1). Серебрится речка ,
Серебрится ручей ____ Д. анапест __
2).Подруга дней моих грозных ____ Б. ямб __
3).Кто прыгает , кто мчится под хладною мглой?___ Г. амфибрахий __
4).Ты и убогая ,
Ты и обильная ___ В. дактиль _
Стихотворные размеры. Ритм стихотворения
5).Опрятней модного паркета
Блистает речка , льдом одета __ Б. ямб __
6).Замечательная осень ! Здоровый , ядреный
Воздух усталые силы бодрит __ В. дактиль ___
7).Вновь я в деревне. Хожу на охоту
Пишу мои вирши — живется просто ___ Г. амфибрахий ___
Varvara Nehrikova 2019-06-10 03:50:35
1)анапест(я сомневаюсь)
2)ямб
3)амфибрахий
4)дактиль
5)ямб
6)дактиль
7)амфибрахий
Источник: obrazovalka.com
Стихотворные размеры
Стихотворный размер (метр) – это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.
Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).
Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.
В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.
Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.
Силлабо-тонические размеры
В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Двухсложные размеры
К двухсложным размерам относят хорей и ямб.
Хорей

Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Схема: —´‿

Ямб

Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Схема: ‿—´

Трехсложные размеры
К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д – дактиль, ам – амфибрахий, а – анапест).
Дактиль

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первый слог.
Схема: —´‿‿

Амфибрахий

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Схема: ‿—´‿

Анапест

Анапест – трехсложный размер с ударением на третий слог.
Схема: ‿‿—´

Логаэд
Логаэд – это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.
| Песню запойте для нас, милые Музы! Лепит понтийский закат тень на вершине. Воздухом нежной зимы пахнут арбузы, Медом осенней зари — спелые дыни. |
—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿ —´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿ —´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿ —´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿ (стяжение в 3 стопе) |
| В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь И люди думают: жена, дочь,- А я запомнила одно: ночь. |
‿—´‿—´‿—´‿—´‿´ ‿—´‿—´‿—´‿—´‿´ ‿—´‿—´‿—´‿—´‿´ ‿—´‿—´‿—´‿—´‿´ (стяжение в 5 стопе) |
Дольник
Дольник – стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)
Сверхсхемные ударения
Сверхсхемные ударения (внеметрические) – это ударения на слабых местах в стихе.
К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´—´‿—´‿—´‿—´.
Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей.
Спондей

Спондей – сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.
Схема: ‿´—´ или —´‿´ (записывать — — неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)
| Как ни тяжел последний час – Та непонятная для нас Истома смертного страданья, – Но для души еще страшней |
‿´—‿—´‿—´‿—´ ‿—‿—´‿—‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ ‿—‿—´‿—´‿—´ |
Пропуски метрических ударений
Пропуск метрических ударений – это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.
К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿—‿—´‿—‿—´ – такое явление и называется пропуском метрических ударений.
Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий.
Пиррихий

Пиррихий – пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.
Схема: ‿— или —‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)
Ты, меня любивший фальшью
Истины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальше
Некуда! — За рубежи!
Тонические размеры
В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.
Тактовик
Тактовик – стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.
Акцентный стих
Акцентный стих – стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).
| Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. |
—´‿—´‿‿—´‿—´ —´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿ —´‿‿‿‿—´‿—´ —´‿‿‿‿—´—´‿‿ |
| Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? |
‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´ ‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.
Укажите размер, которым написано стихотворение.
Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)
Источник: lit-ege.ru