Опрятней модного паркета это как

Опрятный, опрятность

Слово опрятный в современном русском языке обозначает «чистый, чистоплотный, тщательно убранный». (Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.)

От этого имени прилагательного образовано отвлеченное существительного опрятность «чистота и аккуратность, чистоплотность» (ср. у Тургенева: «Он соблюдал опрятность в белье и одежде»). Однородные значения свойственны слову опрятный и в народных говорах (см. сл. Даля 1881, 2, с. 687).

Это слово, по-видимому, вошло в русский литературный язык из живой народной речи еще в древнейший период. Правда, оно не отмечено в «Материалах» И. И. Срезневского. Однако близкородственные ему глагольные слова – опрятати, опрятатися, опрятовати, опрятоватися широко представлены и в лексиконе Срезневского (Срезневский, 2, с. 698). Поэтому отсутствие слова опрятный в коллекции И. И. Срезневского является случайностью.

В «Словаре Академии Российской» слово опрятный свободно от стилистических помет и определяется так: «*Наблюдающий чистоту в платье или в чем другом. ”Человек опрятный“. 2) Говоря о месте: чистый, прибраной. ”Опрятный покой“» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 362).

Слово опрятный образовано от глагола опрятати (опрятьный). Корневой элемент в нем тот же, что в словах прят-а-ть, спрятать и т. п. Глагол опрятать– опрятывать в современных народных говорах выражает значения «»убирать, прибирать, класть и ставить все и на свое место; обряжать, возиться, управляться по женскому хозяйству, приводить в порядок; // кого, обмыть, умыть, вычесать и одеть; // хоронить покойника, обмыть, одеть его и погребсти».

Опрятать новину, выжечь лес под посев, завести росчисть, кулигу, починок. Опрятать битое животное, обеловать, освежевать; снять шкуру, выпотрошить, обмыть и пр.». Ср. спрятаться – «обрядиться, управиться». «Вишь, как она спряталась! калужск. разоделась, разрядилась, или причесалась» (сл. Даля 1881, 2, с. 710).

Часть этих разнообразных значений слова опрятать, по-видимому, восходит еще к древнерусскому народному языку. В письменных памятниках опрятати (вар. опрятовати) чаще всего встречается в значениях: 1) «убрать, укрыть, укутать, очистить». Например, в «Житии Андрея Юродивого»: «Опрятанъ всюде от злыхъ похотии грховныхъ» (XXX, 116).

В повести о папе Григории: «Плащь, имь же одѣнъ бяше, простьръ на земли, и на немь строупиваго посади, и тѣмь плащемь опрятаú, и взя на свои плѣщи, възвративъся, съ собою принесе». Ср. в «Послании некоего старца» (Рукоп. собр. Мазурина № 1054 в б. Архиве Министр.

Иностр. дел, XVI в.): «И тѣхъ присещай, яже суть въ послѣдней нищете, въ богаделняхъ и въ скуделницахъ лежящихъ, не имъютъ никого же служащаго, гноемъ и червьми снѣдаемы, к тому же и вошъ и клопъ и черви в постеляхъ от моченiя, а нѣкому ихъ от такыя нужа опрятати» 233 . 2) «Обрядить, убрать (покойника, приготовить к погребению)».

Напр.: Каковаго богатства лишихся, яко не опрятавъ рукама святое тѣло матере своеа и гробу не предахъ. (Никоновск. Летоп. 6713 г.); в Житии Петра Афон.: Тѣло на земли лежаще и опрятано. (Мин. чет. июн. 201 (Срезневский, 2, с. 698).

В письме Ал. Румянцева Д. И. Титову об умерщвлении царевича Алексея Петро-вича: «Скоро приехали от двора г-жа Крамер и показав нам Толстого записку, в крепость вошла, и мы с нею тело царевича спрятали и к погребению изготовили. » (А. А. Карасев. Казнь царевича Алексея Петровича // Русск. старина, 1905, август, с. 416).

Опрятать образовалось от прятать. Этот глагол без приставки известен лишь русскому языку. Значение его «скрывать» сложилось на основе первоначальных значений «приводить в порядок, убрать, сберегать». В глаголе опрятать значения «убрать, обрядить к погребению» (а отсюда и хоронить) также восходят к значению «убрать, привести в порядок» (ср. севск.

опрятать – «надевать верхнюю одежду»). В болг. опретамъсе значит: «принимаюсь за дело, налегаю; в польск. sprzętać – убрать, очистить; sprąt – домашняя утварь; слово sprętan – ловкий; сербохорватск. sprêtan – занимающий мало места, удобный» (см. Ильинский, Славян. этимол., с. 28–29).

Статья ранее не публиковалась.

В архиве есть рукопись (семь листков разного формата без нумерации), а также перепечатанный с нее машинописный текст в трех экземплярах. В рукописи статья озаглавлена «История слов опрятный, опрятность».

Печатается по рукописи с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. – Е.X.

Ржига В. Ф. Стих о нищей братии // Изв. ОРЯС АН СССР, 1926, 31. С. 188.

Источник: azbyka.ru

Страница 65 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть

Математика для всех: решаем легко и просто!

Речка сравнивается с модным паркетом. Упоминание о паркете помогает представить, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Мальчики изображаются веселыми, игривыми, они радуются зимней поре и возможности покататься на коньках. Передать звук коньков помогает словосочетание «звучно режет».

3. Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Снег мимолетный, легкий и веселый, он кружится и ложится на берег. Автор называет снег звездами, возможно потому, что форма снежинок напоминает звездочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент (“В тот год осенняя погода…”) – “Поздняя зима”, “В окне”, “Январь”, “Настоящая зима”, “Приход зимы”.
Второй фрагмент (“Опрятней модного паркета…”) – “Река во льду”, “Лед”, “На реке”, “Каток на реке”, “Ледяной паркет”.

Источник: i-maths.ru

Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Стихотворение Пушкина Зимний вечер «Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания

Для дошколят

Описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности, особенно в таких произведениях преобладают тропы. Стихотворение «Зимний вечер» А. Пушкина в этом отношении не представляет собой исключения из правил. Средства художественной выразительности – это слова или словосочетания, придающие произведению живость, яркость описаний, повышают восприятие образов и предметов. Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использовал Пушкин в произведении «Зимний вечер».

История создания

Стихотворение «Зимний вечер» поэт написал, когда находился в селе Михайловском. Это было в 1825 году.

Александр Сергеевич, который только вернулся из Южной ссылки, где пережил не самое свое лучшее время. Словно глоток свежего воздуха для него было возвращение. Он был счастлив тому, что у него снова появилась возможность жить полной и яркой жизнью. Именно этого в ссылке он был лишен. Наконец-то рядом с ним вновь будут друзья и дорогие ему люди, которых ему так не хватало.

Его душу переполняют надежды и мечты.

Но все его мечты рухнули, когда он узнает, что вынужден будет находиться в Михайловском. Из одной изоляции он переместился в другую, которая была не намного лучше. Более того, Александр Сергеевич столкнулся с контролем со стороны отца. Тот контролировал переписки сына.

Когда же его родители уехали из имения, Александр Сергеевич остался наедине со своим родным и любимым человеком – своей няней Ариной Родионовной.

Все свои душевные переживания и тягости поэт вложил в стихотворение «Зимний вечер». Именно в нем заложено все самое сокровенное, что таилось в душе поэта.

Литературное чтение

«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», — писал в своём дневнике Александр Блок.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя — Василий Львович — был известным поэтом.

Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

Проверяем свои знания

    Есть ли музей А. С. Пушкина в твоём городе? Вместе с родителями побывайте в музее и подготовьте сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Обратись за дополнительной информацией в библиотеку.
      …За весной, красой природы, Лето знойное пройдёт — И туман, и непогоды Осень поздняя несёт: Людям скучно, людям горе; Птичка в дальние страны, В тёплый край, за сине море, Улетает до весны.

    (Из поэмы «Цыганы»)

        Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

      (Из романа «Евгений Онегин»)

      Проверяем свои знания

      1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
      2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
          В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом.

        (Из романа «Евгений Онегин»)

            Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.

          (Из романа «Евгений Онегин»)

          Проверяем свои знания

          1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
          2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
          3. Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?
          4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

          Жанр, размер

          Стихотворение «Зимний вечер» написано в жанре реалистичной пейзажной лирики. Так же его можно назвать и посланием, поскольку автор обращается к своей няне.

          В данном стихотворении поэт отразил свою собственную жизненную позицию. Богатое использование средств выразительности как нельзя лучше передают настроение автора.

          Так же свое настроение Александр Сергеевич передал, прибегнув к четырехстопному хорею. Рифмовку же он использует перекрестную. Рифма чередуется из женской в мужскую.

          Зимнее утро

              Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

            Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:

            Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

            Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

            Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

            Проверяем свои знания

            1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
                Как выглядит комната в это утро?
            2. Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
            3. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
            4. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

            Композиция

            Стихотворение «Зимний вечер» имеет кольцевую композицию и состоит из четырех строф.

            Какая-то четкая развязка в стихотворении отсутствует, поскольку здесь мы больше наблюдаем размышления автора о своем нелегком положении. Все мысли, которые навевала дополнительно бушующая за окном вьюга, поэт и заключил в данном произведении.

            Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

            Здесь мы видим описание бури, которое как нельзя лучше передает внутреннее состояние поэта. Что за окном, что в душе, твориться что-то непонятное.

            Единственный кто спасает автора от его удрученного состояния – это его няня, с которой он ведет задушевные разговоры.

            Выпьем, добрая подружка

            Бедной юности моей,

            Выпьем с горя; где же кружка?

            Сердцу будет веселей.

            Он очень тепло и с любовью относиться к своей няне, что становится понятно из его обращения к ней. Александр Сергеевич очень любил Арину Родионовну, поэтому был рад, что в столь непростое время именно она находится рядом с ним.

            Тема

            В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».

            Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

            Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

            В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

            В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

            «Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

            Темы, проблемы

            Основной темой произведения является борьба. Борьба со всем внешним миром, который был очень жесток, несправедлив и непредсказуем для автора. Он показывает внешние проблемы, которые обрушились на него так внезапно, в образе бушующей стихии. Лирического героя, в котором хорошо проглядывается сам Александр Сергеевич, он наделяет такими качествами как смелость, стойкость и свободолюбие.

            Но все свои духовные силы автор черпает от старушки-няни, которая всегда поддерживала его и помогала не сломаться. Это была очень мудрая и добрая женщина, которая души не чаяла в своем воспитаннике. Благодаря её искренней и чистой любви и заботе, Александр Сергеевич находит в себе силы противостоять всем жизненным невзгодам.

            Образы и символы

            Главный образ данного произведения – это образ лирического героя. В нем не сложно узнать самого творца. Столкнувшись с очередными преградами на своем пути, он не сдается. Он, наоборот, нацелен на борьбу и бросает своего рода вызов обстоятельствам.

            В образе бури и бушующей стихии, Александр Сергеевич показывает все те жизненные обстоятельства, преграды и невзгоды, которые навалились на него со всех сторон. Действительно, автор только лишь вернулся из Южной ссылки, где провел не один день. Он окрылен свободой, мечтами и надеждами, что вернулся к своей прежней жизни. Но тут судьба решила внести свои собственные коррективы, чем полностью сломала планы поэта.

            И еще один немаловажный образ – это образ няни Пушкина. Этот образ можно отнести к центральному, потому что именно этой женщине адресовано данное послание. Арина Родионовна практически заменила мать Александру Сергеевичу, поэтому к ней он испытывал особую любовь и привязанность. Это хорошо видно, когда автор начинает обращаться именно к ней. Все его слова отдают теплотой, нежностью и благодарностью, ведь именно так относился автор к своему родному человеку на самом деле.

            Средства художественной выразительности

            Александр Сергеевич не скупится на использование различных средств выразительности, благодаря которым он очень умело доносит до читателя свое настроение. Огромное количество эпитетов делают произведение настолько ярким, что порой читателю кажется, что он находится там, рядом с поэтом и его няней, и наблюдает за окном бушующую вьюгу.

            Олицетворения и сравнения так же вносят свою лепту в данное произведение. С их помощью автор рисует яркие и живые образы.

            Метафоры вносят точность и детализацию, что так же помогает читателю ярко представить картину, которую умело рисует автор.

            «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86

            Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?

            Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.
            Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.

            Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

            Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.

            Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.

            Свой полёт они сопровождают криками.

            Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

            Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

            С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

            Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

            Кажется, что автор безразличен к осени.

            Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

            К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

            Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.

            Основной смысл произведения

            Основную мысль произведения автор начинает показывать с самой первой строки. Он передает тот накал эмоций, который происходит внутри него. Он не собирается быть покорным и «плыть по течению». Нет! Автор настроен на борьбу со своей собственной стихией.

            Наверное, многим читателям автор запомнился как человек с непростым характером. Он был всегда верен своей позиции и убеждениям. Имея бунтарский характер, он не собирался мириться с трудностями и сдаваться. Он всегда отстаивал свое мнение, и данная ситуация не стала исключением.

            Стихотворение помогает лучше понять душевное состояние автора, а соответственно и его творчество, которое пришлось на этот период.

            Стихотворение «Зимний вечер» так же показывает огромную роль любви в жизни человека. И это не обязательно должна быть любовь девушки. Автор показал другую любовь, материнскую. На примере своей няни, которая до беспамятства любила пота, он показывает насколько это важно. В тяжелый период жизни неимоверное значение имеет поддержка и теплое слово.

            Няня всегда находила и то и другое для своего воспитанника.

            Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич добился очень многого, не сломался и продолжал бороться. Он знал, что у него всегда есть человек, который любит его, понимает, поддерживает, а главное – верит в него и его успех!

            Источник: konspektiruem.ru

            Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 87 (Школа России)

            * * *
            Опрятней модного паркета
            Блистает речка, льдом одета.
            Мальчишек радостный народ
            Коньками звучно режет лёд;
            На красных лапках гусь тяжёлый,
            Задумав плыть по лону вод,
            Ступает бережно на лёд,
            Скользит и падает; весёлый
            Мелькает, вьётся первый снег,
            Звездами падая на брег.
            (Из романа «Евгений Онегин»)

            С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

            Речка, покрытая льдом, сравнивается с модным паркетом. Упоминание об опрятном, модном паркете помогает читателю представить, насколько поверхность речки была чистой, блестящей, скользкой и гладкой.

            Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

            Мальчишки изображаются веселыми, беззаботными и игривыми. Они радуются зиме и возможности покататься на коньках. Помогает передать звук скользящих коньков слово «режет».

            Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?

            Первый снег изображён в стихотворении так: веселый, он звёздами падает на берег. Автор называет снег звёздами, потому что форма снежинок напоминает звездочки.

            Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

            Фрагмент «В тот год осенняя погода…» можно озаглавить так: «Ожидание зимы», «В окне», «Январь», «Зима наступила!».
            Фрагмент «Опрятней модного паркета…» можно озаглавить так: «На реке», «Лёд», «Ледяной паркет», «Первый снег».

            Источник: gdz-raketa.ru

            Рейтинг
            ( Пока оценок нет )
            Загрузка ...
            Ё-Паркет