Прочитайте.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
А. Пушкин
• Что вы представили, читая это стихотворение? Как вы поняли первое предложение?
• Спишите строки. Проверьте себя.
• Найдите слова с буквой «мягкий знак» (ь). Какое из них нельзя перенести с одной строки на другую? Почему? А другие слова с мягким знаком как перенести?
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 2 класс Канакина. Мягкий знак (Ь). Упражнение №207
Решение
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Маль−чи−шек радостный народ
Конь−ка−ми звучно режет лёд.
А. Пушкин
Нельзя перенести слово льдом, потому что слово имеет один слог.
Я представил зиму; речку, покрытую льдом и начищенную от мороза до блеска; шумных мальчишек, катающихся на коньках.
Источник: reshalka.com
Отрывок… Онегин. Пушкин #shorts
Стихи Пушкина «Утро», «Вечер», «Опрятней модного паркета» (ГДЗ, ответы на вопросы)
В стихотворении Пушкина описывается картина зимнего утра. На улице морозно и солнечно. Везде лежит снег, он сверкает на солнце. Деревья покрыты инеем. Речка блестит подо льдом.
Комната в это утро озарена янтарным блеском.
«Весёлым ТРеском ТРещит затопленная печь.» Повторяются звуки ТР, они помогают услышать, как трещит затопленная печь.
Почему А. Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Вспоминая о зимней вьюге, Пушкин противопоставляет ей погожий денёк. Он вспоминает, как плохо, вьюжно и печально было накануне, и как хорошо и солнечно теперь. Это усиливает впечатление и помогает понять, что автор восхищается чудесным ясным утром и очень рад ему. У него приподнятое настроение, он готов мчаться по снегу на конях к «милому берегу».
Зимний вечер
Сравните два стихотворения А. Пушкина: «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажите.
В стихотворении «Зимний вечер» преобладает печальное, грустное настроение:
«Буря мглою небо кроет.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.»
А в стихотворении «Зимнее утро» — восторженное:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.»
Перечитайте стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер». Прислушайтесь к его звучанию. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
Звуки о, у, ю , а так же сочетание гласных ою, ое помогают передать вой ветра и завывание бури.
«БУря, мглОЮ, крОЕт, завОЕт. «
Как поэт относится к своей няне: с нежностью, с восхищением, с любовью?
Поэт относится к няне с любовью и нежностью, она для него — лучший друг, он ласково называет ее в стихотворении «моя старушка», «подружка». Пушкин восхищается ее песнями и просит спеть.
А С Пушкин Опрятней модного паркета
Какой интонацией проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит А. Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Стихотворение проникнуто печалью и грустью. Интонации тихие и спокойные.
Рифмы, передающие настроение: кроет — завоет, обветшалой — запоздалый, лучужка — старушка, завываньем — жужжаньем.
Опрятней модного паркета
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение: радость, веселье, удивление, грусть? Расскажите.
Стихотворение вызывает веселые и радостные чувства, восхищение одетой льдом речкой и падающим снегом. Автор как будто наблюдает эту картину со стороны, и с ним читатель. Как мальчишки катаются на коньках, как смешно краснолапый гусь вышел на лед и подскользнулся, как веселится народ.
Нарисуйте в своём воображении картины зимней природы. Где их наблюдал поэт?
В воображении встает речка, покрытая гладким блестящим льдом, кружится в воздухе и падает снег. Поэт наблюдал эти картины в деревне, на замерзшей речке.
С чем в стихах сравнивается замёрзшая река?
С модным паркетом.
Знаете ли вы, как блестит паркет?
Паркет — это отполированные деревянные брусочки, они гладкие и блестящие.
Можно ли, читая стихотворение, услышать звуки коньков, режущих лёд?
Да, в строках «Коньками ЗВУЧно РЕЖет лёд». Эти сочетания звуков похожи на скрежет коньков о лёд.
Перечитайте строки, рисующие забавную ситуацию. Опишите её.
«На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает;»
Гусь по привычке вышел к реке и хотел поплавать, а вода оказалась покрыта льдом, и гусь стал скользить и падать, он не ожидал такого.
Перечитайте первые четыре строки стихотворения. В чём их необычность? Найдите рифмы в стихах.
«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;»
Необычность в том, что рифма не через строку, а в строчках, идущих друг за другом.
Прочитайте стихотворение выразительно. Будет ли отличаться тон чтения первых двух строк от тона чтения следующих? Почему? Когда вы будете читать стихи весело, игриво, а когда — медленно, торжественно?
Первые две строки нужно читать медленно, торжественно, потому что они описывают красоту зимней природы. Остальные строки надо читать весело, игриво, так как в них говорится о веселье на зимнем льду.
Рассмотрите репродукции картин П. Брейгеля (младшего) «Зимний пейзаж» и В. Сурикова «Взятие снежного городка» (см. с.10—11). Созвучны ли они по настроению стихотворению А. Пушкина?
На картинах изображены зимние забавы. На картине П. Брейгеля «Зимний пейзаж» люди, как и в стихотворении Пушкина, катаются на коньках по замерзшей глади реки. На картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» люди развлекаются зимней игрой. Все веселятся и радуются зиме.
Придумайте рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Как я ходил на каток
К новогодним каникулам у нас на площади залили каток. Все желающие могли прийти со своими коньками и покататься. Мы с папой решили покататься тоже. Мы взяли свои коньки и отправились на каток.
Вся площадь была в разноцветных огнях. Тут и там возвышались ледяные фигуры. Было очень много людей. Мы надели коньки и вышли на лёд. Ко мне подкатили ребята, которые смеялись и шутили.
Мы с ними познакомились и стали кататься вместе. Мы играли на льду в догонялки и перекидывали друг другу кусочек льда. Было очень весело!
Источник: www.chitalnya.ru
«Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета…»
Все мы знаем замечательные строки «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета…», принадлежащие перу великого Пушкина. Это отрывок из 4 главы «Евгения Онегина» (XLII строфа).
Пушкинские сравнения, которыми он изображает природу, настолько выразительны и художественны, что при чтении его стихов, перед глазами возникает яркая картина. В данном контексте – картина зимней реки.
Эти стихи писались, судя по всему, в конце декабря начале января 1825-26 годов, когда поэт был в Михайловском и создавал эти строки под впечатлением того, что видел сам.
На какой-то миг читатель попадает в роскошную залу с паркетным, тщательно натертым полом. В целом, картина зимы создает радостное настроение. И это настроение подчеркивается сравнением льда с блистающим паркетом.
Дети, которые с удовольствием режут лед коньками, гусь тяжелый, намерившийся поплавать, но только смешно свалившийся, как только он ступил на лед. Из этих строчек поэмы читатель узнает, что коньки уже существовали в первой половине XIX века и были доступны даже крестьянской бедноте. Это говорит о том, что русские промышленники производили коньки, в достаточном количестве и по приемлемой цене.
О чем еще сообщают эти строки? Они говорят о том, что рядом с поэтом живут не самые бедные, и совсем не нищие, не полуголодные крепостные. У них даже зимой хорошо откормлена домашняя птица (гусь тяжелый). Крестьяне могут позволить себе потратить лишнюю копейку на коньки ради детского удовольствия.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Источник: poetpushkin.ru