Опрятней модного паркет как называется

Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: «Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина». Создание условий для формирования полноценного восприятия художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина

Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.

  1. учить детей выразительно читать стихотворение.

Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать учёными. Чем будем заниматься?

На доске: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.

Прочитайте тему урока:

«Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»

Объясните смысл каждого слова.

Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:

КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?

« Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».

Прочитайте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока:

  1. В каком веке жил поэт?
  1. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  1. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  1. Как эти слова связаны с нашей темой?
  1. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  1. Вы совершенно правы, сказав, что А,С.Пушкин жил в 19 веке. В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте , как это было.(показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник»)
  1. А сейчас работаем со стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать ? Провести исследование. Приступайте!
  1. Работа в группах по восстановлению текста стиха.
  1. Предъявление или уточнение в группах
  1. Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение?

Выступление от группы (1 ученик читает стихотворение)

Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.

  1. Давайте сравним наш текст с оригиналом на стр.118 учебника.

Неторопливое самостоятельное чтение стихотворения, нахождение сходства и различия со своим текстом.

  1. Найдите слова, которые помогут нам представить речку.
  1. Как ты думаешь, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»?
  1. Прочитайте 3 вопрос в учебнике. Найдите ответ.

(Выясняем, что у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно)

  1. Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?
  2. Прочитай, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым?
  1. Сделайте вывод , с каким же чувством надо читать это стихотворение?
  1. Определи, где сделаешь паузы, какие слова выделишь, с какой интонацией будешь читать.

Дети ещё раз самостоятельно работают со стихотворением.

Опрятней модного паркета

  1. Чтение стихотворения вслух.
  1. Понравилась вам стихотворение?

Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:

…Опрятней модного ________________

Блистает речка, льдом ______________.

Мальчишек радостный ________________

Коньками звучно режет ____________

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд,

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________…

Рефлексия: Давайте вернёмся к нашим вопросам на доске.

На все мы смогли ответить? На ваших листочках прочитайте ещё раз вопросы и выполните следующее:

  1. В каком веке жил поэт?
  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  3. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  4. Как эти слова связаны с нашей темой?
  5. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  1. Если вы нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним +
  2. Если вы не полностью нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним + —
  3. Если вы не нашли для себя ответ на вопрос, поставьте рядом с ним —

Обмен впечатлениями. Рассказы детей на основе собственного исследования.

Как же нам ответить на последний вопрос? Что нужно для этого сделать?

Обмен впечатлениями, советы детей.

Учитель может предложить выставку книг из классной или школьной библиотеки.

Какое домашнее задание вам хочется выполнить?

А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.

Спасибо всем за работу.

Листова Лариса Александровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровым быть модно!

Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни с презентацией.

Литературное чтение.А.Пушкин «Опрятней модного паркета»

Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: «Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина». Создание условий для формирования полноценного восприятия художес.

Такое модное слово «портфолио»

Такое модное слово «портфолио» И в советское время многие классные руководители в школе заботливо собирали в папку и бережно хранили в папке результаты достижений своих учеников. Раньше это были благо.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…». 3 класс

План- конспект урока по литературному чтению в 3 классе.

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Красота и выразительность пушкинского стиха (А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.2. Научить читать .

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа».

Паркеты. Многоугольные паркеты. Создание собственных паркетов.

Урок подходит учащимся 2-6 классов как дополнительный материал к урокам математики.

Источник: nsportal.ru

Опрятней модного паркета блистает речка льдом. «Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН — главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин». И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Паркет был и остаётся одним из самых качественных и красивых видов напольного покрытия. Несмотря на то, что это натуральное дерево, удаётся менять его оттенки и дизайн, сегодня научились видоизменять даже узоры. Каким же паркетом модно украшать интерьеры в этом году?

От кремового до пепельного

По-прежнему актуальными остаются светлые напольные покрытия. Как известно, такой пол способен визуально увеличить интерьер и создать приятную атмосферу. Он автоматически облегчает пространство. В этом году в моде широкая палитра – кофе с молоком, слоновая кость, светлый пепел. Уместен такой паркет будет в минималистическом, скандинавском и современном интерьерах.

Также неплохо он проявит себя в прованском и классическом стилях.

Как бы ни было популярно светлое дерево, ему не вытеснить со строительного рынка тёмную древесину с богатой фактурой и текстурой. Такой паркет можно использовать в качестве акцентного, а также украшать им стильно обставленные кабинеты или гостиные. Пол подобного плана смотрится представительно и элегантно.

Дерево привлекает не только своей теплотой, но и невероятными узорами, прожилками и трещинками. На них в этом году делают особенный акцент. Рустикальный стиль выходит на первый план, и дизайнеров интересуют явно выраженные текстуры, которые приятно разглядывать.

Большую популярность среди дизайнеров интерьера завоевала так называемая паркетная плитка, из которой можно складывать интересные и оригинальные узоры на полу. Очень привлекательно смотрятся варианты в форме пчелиных сот, а также наборной паркет для укладки ёлочкой, но с закруглёнными концами.

Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета… Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок исследование.

Цель: помочь учащимся увидеть радостный, праздничный образ зимы, созданный А.С.Пушкиным Задачи: 1. Развивать первичные исследовательские навыки. 2. Создать условия для развития умений анализировать произведение и находить авторские литературные приемы. 3. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы с художественным произведением. 4. Вовлечь всех учащихся в активную и интересную для них учебную деятельность. 5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, взаимопомощи, умения работать в паре. Планируемые предметные результаты:

Деятельность учителя

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент).

Мы урок начинаем с разминки. Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись Вправо, влево повернулись. И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу). — Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят. — У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание.

Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно, Нужно нам не наказанье, А всего лишь пожеланье: Пожелание удачи Пожелание добра, Пожелания терпенья И здоровья, и уменья. И тогда все будет классно, Хорошо и все прекрасно!

Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

— Какое время года к нам незаметно подкрадывается? — Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?
— Почему возникли разные образы? — А что помогло вам представить эти разные образы? — Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить? — А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? — Так с помощью чего художник передает настроение? — А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?
Самостоятельная работа по группам в парах. 1 группа Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово. (Завыл, подул) холодный ветер. Небо (потемнело, нахмурилось). На ветру (мёрзли, качались) берёзки.

В воздухе (полетели, закружились) снежинки. 2 группа Подберите как можно больше сравнений. Снежинки как. (Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки) Проверка самостоятельной работы. — Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок?

Физкультминутка (музыкальная)

Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения.

— А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133. — Назовите автора. Что вы о нем знаете? — Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы. Чтение учителем стихотворения. — Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало?

Все ли вам понятно? Словарная работа. Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. По лону вод – по открытой воде. Брег – берег Опрятный — чистый

Ι V. Анализ стихотворения.

— Как поэт создает ощущение праздника? Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор? -Много ли их? (4) — Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег). Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам. Картина 1. Прочитайте.

Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников) — Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.) — О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу) — Что за наряд у речки? (лед) — Найдите сравнение (речка как паркет). — Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок) — А откуда рисунки на льду?

Картина 2. Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков) Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса) Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось.

Осталась ли та же наполненность звуками? — Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет) — Какой прием использовал автор? (звукопись) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Картина 3. Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода). -Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое) После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок.

Физкультминутка

    Ощущение тоски и печали. Красоту зимней природы. Праздник. Равнодушие. Жизнь простых людей

V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

    Весело, задорно. С возмущением. Тихо, задумчиво. Печально. Громко, торжественно.
    Радостно.
    В конце каждой строки. Там, где стоят знаки препинания.

VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.) Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть).

… Опрятней модного ________________,

Блистает речка, льдом ______________;

Мальчишек радостный ______________

Коньками звучно режет ____________;

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд.

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________.

— Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание: Своей работой на уроке я … Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки.
Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)

Читают желания на лепестках цветика-семицветика Отвечают на вопрос, рассуждают.

Ответы детей: Зима Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д. Что-то больше запомнилось. Воображение Тема зимы. Делают предположения. С помощью цвета С помощью слов и литературных приемов. Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов. Самостоятельно работают в парах, поиск информации.

Оценка действий ученика, развитие саморегуляции. (Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).

Темы зимы. Под музыку выполняют движения.

Ответы детей. Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя. Ответы детей. Высказывания детей. Чтение толкований слов и словосочетаний.

Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделяют в стихотворении сравнения. Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Читают в парах, выбирают правильный ответ.

Проводят рефлексию своих действий.

Источник: ik-ptz.ru

Стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета»

Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

А.С. Пушкин известен как
автор лирических и прозаических
произведений.
Он был мастером слова. Поэт умел нарисовать
словесные картины так, что мы их легко себе
представляем.
Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего,
тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и
несёт большую эмоциональную нагрузку.
В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед
читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя
средства выразительности.

3.

ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
• Лирическое произведение – это произведение, в котором автор
выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке,
открывает свой внутренний мир. Чаще всего для воплощения
лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е.
стихотворный текст.
• Стихотворный текст, в свою очередь, это небольшое
поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
• Прозаическое произведение – это художественный текст,
написанный без рифмы.

4.

А. С. Пушкин – автор
не только множества
прекрасных
стихотворений,
замечательных сказок,
но также повестей,
романов, поэм.
Пушкин не раз, и в прозе и в стихах,
повторял, что осень – его любимое
время года.

5.

И сегодня мы познакомимся с
отрывками из романа Пушкина
«Евгений Онегин».
В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
включил несколько поэтических описаний
русской деревенской природы в разные
времена года, и одно из них, конечно,
описание осени.

6.

«Уж небо осенью дышало. »
В стихотворении говорится о поздней осени, так как день
становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси
улетают.
• «Стоял ноябрь уж у двора», ноябрь –
последний месяц осени.
• Как вы думаете, какое значение слов «сень» и
«караван»?
• «Сень» – покров, полог, укрытие, образуемые
кронами деревьев, их ветвями, листвой,
«караван» – движущаяся вереница.

7.

«В тот год осенняя погода… »
В этом стихотворении мы видим описание наступления зимы.
• Какое настроение вызвало у вас это
стихотворение?
• Сначала было грустно от того, что зима долго
не наступала. А потом, когда говорится о
выпавшем снеге, о том, как стало вокруг
красиво и светло, на душе стало легко и
радостно.
«Куртины» (куртина) (устар.) –
цветочная грядка, клумба.

8.

• О чем говорит поэт?
«ЗИМЫ БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ
КОВЁР…»
• Как называется
литературный приём,
который использует А.С.
Пушкин?
Он называется метафорой.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов
и выражений в переносном значении на основе аналогии,
сходства.

9.

«Опрятней модного паркета. »
С чем сравнивается «речка, покрытая льдом»?
А.С. Пушкину удаётся несколькими
словами описать картину первого
снега. Каким изображён первый
снег? Найдите эти строчки и
прочитайте их.
Прочитайте это стихотворение и постарайтесь
передать при чтении своё радостное настроение.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...