1. Первое, что мы делаем — делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о — ми — лы — е — плу — ты — кто — ча — сто — их — ви — дел
тот — ве — рю — я — лю — бит — кре — стьян — ских — де — тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о — ми’ — лы — е — плу’ — ты — кто — ча’ — сто — их — ви’ — дел
тот — ве’ — рю — я — лю’ — бит — кре — стья’н — ских — де — те’й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о — ми’ / — лы — е / — плу’ — ты / — кто — ча’ / — сто — их / — ви’ — дел /
тот — ве’ / — рю — я / — лю’ — бит / — кре — стья’н / — ских — де / — те’й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о — ми’ — лы / — е — плу’ — ты / — кто — ча’ — сто / — их — ви’ — дел /
тот — ве’ — рю / — я — лю’ — бит / — кре — стья’н — ских / — де — те’й
Как определить стихотворный размер? [IrishU]
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная — это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым — определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог — это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
Выбирайте любой понравившийся способ
Неужели это так сложно — определить размер стиха?
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб — я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д — дактиль, значит ударение на первый слог, АМ — амфибрахий на второй слог, четвертая буква А — анапест, значит ударение на третий.
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой. (Блок)
Мне на шею бросается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей. (Мандельштам)
Уронила девушка перстень
В колодец, колодец ночной.
Простирает легкие персты
К холодной воде ключевой. (Н.Гумилев)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Кто бы ни звал — не хочу
Как определить стихотворный размер? // 2 супер способа
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин)
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой. (Блок)
Мне на шею бросается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей. (Мандельштам)
Уронила девушка перстень
В колодец, колодец ночной.
Простирает легкие персты
К холодной воде ключевой. (Н.Гумилев)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин)
Ямб: Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты
Еще одно последнее сказанье.
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Хорей: Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Царь с царицею простился.
В путь дорогу снарядился
И царица у окна села ждать его одна.
Амфибрахий: Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Как ныне сбирается вещий Олег.
Отмстить неразумным хазарам.
С дактилем нам поможет Лермонтов:
Тучки небесные, вечные странники.
А у Некрасова мы с легкостью находим образцы всех трехсложных размеров:
В мире есть царь, этот царь беспощаден.
Дня не проводит Мазай без охоты.
Амфибрахий: Савраска увяз в половине сугроба.
Есть женщины в русских селеньях.
Анапест: Выдь на Волгу, чей стон раздается.
Что ты жадно глядишь на дорогу.
Возврати мне перстень, колодец,
В нем красный цейлонский рубин.
Хорей Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
Ямб В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Дактиль Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Амфибрахий Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Анапест Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка «Как определять стихотворные размеры»
Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры и запомнить их.
«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики
Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой .
план-конспект урока «О стихотворных размерах»
В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия «стихотворный размер»: на смену ямбу и хорею» приходят» дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр.
Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров
Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си.
Стихотворные размеры
Помощь в определении размеров стиха.
Стихотворные размеры
Силлабо- тоническое стихосложение. Стихотворные размеры- теория и подсказки в форме таблицы.
Методические рекомендации к изучению литературоведческих аспектов. Стихотворные размеры
Доклад содержит методические рекомендации по теме /`Стихотворные размеры/` для учителей-словесников, находящихся в творческом поиске. Первая часть представлена теоретическим минимумом (словарная работ.
Источник: nsportal.ru
Как проверить размер стихотворения
Введите текст стихотворения на русском языке не более 12 строк за один раз. Сохраняйте разбиение на строки.
Желательно не употреблять букву Е вместо Ё — это ускорит проверку. Нажмите кнопку «начать». Ждите результата.
Робот сообщит вам каким размером написан текст, составит схему стихотворения и подчеркнет ошибки размера (если они есть). Ударный слог в схеме обозначен как » ! «, безударный как » — «.
Если робот неправильно определил ударение в слове/словах, не огорчайтесь. Он — еще только начинающий поэт. Выберите возможность ставить ударения вручную, проставьте ударения сами, и попросите робота снова определить размер стиха.
-
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями
Новинка! Генератор Поздравлений
Новости форума
стихотворения, не вошедшие в рубрики Снов обрывки в путах камасутры
* * * Снов обрывки в путах камасутры. Гонг рассвета призывает — вдарь! Тёплое грейпфрутовое утро застит цедрой кислый календарь. Ноет.
стихотворения, не вошедшие в рубрики Незнайка
* * * Тёплой кляксой лампы свет — на стол. Я укутан в байковые тряпки. Сути лёд искал, ну а нашёл жар ненужных слов. Чего ж так зябко? .
стихотворения, не вошедшие в рубрики Трое
Это, братцы, что такое? В трубы ангелы гудят? Из окопа встало трое. И не встало — пятьдесят. Из окопа встало трое — Каски, берцы и АК -.
миниатюра Вата
Помню, как в большую картонную коробку мама бережно укладывала ёлочные игрушки. Мне казались волшебными эти разноцветные шары из тончайшего.
стихотворения, не вошедшие в рубрики Без названия
Тем миллионы. Нутро отрекается. Дикость фантазий спустив с поводка, так напишу, как само получается и без названья оставлю пока. Скуден и.
Источник: neogranka.ru
Стихотворные размеры
Формы стихотворного ритма разнообразны. Способы организации стихотворного текста образуют различные системы стихосложения.
Например, силлабическая система стихосложения ритм создаётся при помощи повторения строк с одинаковым количеством слогов, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в возду́хе!
В страх помутили!
Треск в лесу с перуна,
И темнеет лу́на,
Вихри бегут с прахом.
Тоническая система стихосложения предполагает повторение ударных слогов, при этом число безударных слогов между ударениями свободно варьируется:
Моя
фамилия
в поэтической рубрике.
Радуюсь я —
это
мой труд
вливается
в труд
моей республики.
В тоническом стихосложении выделяют
А) Дольник — такой тонический стихотворный размер, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного:
Я зажгл а зав е тные св е чи
И вдво ё м, с ко мн е не приш е дшим,
Сорок п е рвый встреч а ю г о д.
Б) Тактовик — стихотворный тонический размер с интервалом между ударениями переменной величины — от одного до трёх слогов (в отличие от дольника , где слабый интервал не превосходит двух слогов). Тактовик использовался для стилизации под народную поэзию, а также у конструктивистов в 1920-е годы.
Как поки́нула меня́ Парасковья,
И как я с печа́ли промота́лся,
Вот далмат пришёл ко мне лука́вый.
В) Акцентный стих — стихотворный тонический размер со свободными интервалами между ударными слогами и с обязательной рифмой:
Ю́ноше,
обду́мывающему
житьё,
реша́ющему —
сде́лать бы жи́знь с кого,
скажу́
не заду́мываясь:
— Де́лай её
с това́рища
Дзержи́нского.
Михаил Гаспаров о тонических размерах: «Дольником мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне двух вариантов (х=1—2 слога); тактовиком мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне трех вариантов (х=1—2—3 слога); акцентным стихом мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне большем, чем три варианта. Это как бы три последовательные ступени ослабления метрической строгости стиха».
Г) Акцентный стих без рифмы называется верлибром:
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Русское классическое стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.
Шуточная иллюстрация к теме. Источник — социальные сети
Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.
В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)
В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. «Лишнее» ритмическое ударение называется пиррихием).
Ямб (от названия древнегреческого музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .
Стопа ямба схематически выглядит так: – |
Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)
В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .
Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» — Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:
Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)
Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.
Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)
Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –
К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)
Это пример 4-стопного амфибрахия .
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)
Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.
Стопа анапеста выглядит так: – – |
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)
Источник: mosliter.ru