Нарядней модного паркета блистает речка льдом одета какой троп

Средства выразительности речи

Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:

– при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!

(А.С. Пушкин);

– формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович);

– с помощью слов типа похожий, подобный: Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);

– с помощью отрицания:

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

(С.А. Есенин);

– сравнительной степенью прилагательного или наречия:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

(А.С. Пушкин)

Метафора — это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют. Например: пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).

«Опрятней модного паркета…» А.С.Пушкин

Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление.

Олицетворение — это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович).

Овеществление — это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем (А.С. Серафимович).

Метонимия — это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович).

Синекдоха (разновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович).

Эпитет — это художественное определение, подчеркивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:

Капустная синяя свежесть.

И красные клены вдали.

Последняя кроткая нежность

Притихшей осенней земли.

(А. Жигулин);

– существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);

– наречием: И сладостно шумят полуденные волны (А.С. Пушкин).

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И .А . Ильф, Е.П. Петров).

Опрятней модного паркета… Пушкин А. С. Слушать стихотворение Пушкина

Литота – это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович).

Аллегория — это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев)

Ирония — это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

(И.А. Крылов)

Оксюморон— это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства. Например: Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский).

Перифраз — это замена слова иносказательным описательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паустовский).

Антитеза — противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:

Я все имел, лишился вдруг всего;

Лишь начал сон … исчезло сновиденье!

(Е. Баратынский)

Повтор — это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, мой нежный друг … люблю … твоя … твоя. (А.С. Пушкин).

Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.

Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской.

(Е. Баратынский)

Эпифора — это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Земного счастья мы не ценим,

Людей привыкли мы ценить;

Себе мы оба не изменим,

А нам не могут изменить.

(М.Ю. Лермонтов)

Градация — это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например:

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.С. Пушкин)

Параллелизм — это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:

Без вас мне скучно, – я зеваю;

При вас мне грустно, – я терплю …

(А.С. Пушкин)

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень …

(А.С. Пушкин)

Эллипсис – это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма. Например: Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.С. Серафимович).

Парцелляция — художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С.

Серафимович).

Риторический вопрос (обращение, восклицание) – это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин)

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например:

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором …

(Е. Баратынский)

Многосоюзие — это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(А. С. Пушкин)

В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Фразеологическая единица , или фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов:

– общеязыковые: смелый – храбрый;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

(А.С. Пушкин)

Антонимы — это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов:

– общеязыковые: добрый – злой;

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

(А.С. Пушкин)

Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).

  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и Космос
  • Биология
  • Биохимия
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Деловая литература
  • Домашние животные
  • Домоводство
  • Здоровье
  • Зоология
  • История
  • Компьютеры и Интернет
  • Кулинария
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Науч. литер. — прочее
  • Обществознание
  • Педагогика
  • Политика
  • Психология
  • Религиоведение
  • Сад и огород
  • Самосовершенствование
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Технические науки
  • Транспорт и авиация
  • Учебники
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Хиромантия
  • Хобби и ремесла
  • Шпаргалки
  • Эзотерика
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Главная
  • Добавить в избранное
  • Добавить материал
  • Сообщить об ошибке
  • Немного юмора
  • Другие похожие сайты

Источник: www.k2x2.info

Пушкин — Опрятней модного паркета

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Анализ стихотворения Пушкина Опрятней модного паркета

Стихотворение является отрывком из известного одноимённого романа «Евгений Онегин». Было написано с октября 1824 года по январь 1825 года . В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. На написание повлияло настроение поэта и атмосфера. Он хотел показать, как могут веселиться обычные люди и показать одно из развлечений рабочих мальчишек. Направление этого стихотворения — реализм с элементами романтизма.
По жанру творение принадлежит к пейзажной лирике. Автор лирично описывает природу и её проявления.

Тема произведения « Опрятней модного паркета, блистает речка…» — русская природа и быт людей. Пушкин описывает всю красоту зимнего пейзажа, занятие мальчишек. Автор показывает, как хорошо люди могут проводить время, передаёт радостную и теплую атмосферу. И не смотря на то, что люди крепостные, они не самые бедные и не страдают нищетой, они могут хорошо проводить время и веселиться.

По сюжету нам становится понятно, что представлены зимние людские забавы деревенского быта. Мальчишки радостно катаются на коньках. И по описанию природы мы, словно, оказываемся там, вместе с ребятами на льду и звонко режем лёд коньками.

Это может говорить читателю о том, что в то время изготавливались коньки и их могли приобрести крестьяне, то есть они не были дорогими, а были доступными. Также встречается строчка со словами « гусь тяжёлый», что говорит нам о том, что у крестьян был хороший откормленный домашний скот. Пушкин, используя множество эпитетов и других красивых оборотов, украшает стихотворение и доносит, что неважно, к какому классу ты принадлежишь.

В таком небольшом отрывке богато разнообразие художественных средств выразительности.

Олицетворение: « блистает», «мелькает, вьётся ». Автор наделяет неживые вещи действиями, придавая краски стихотворению.

Эпитеты: «радостный », « тяжёлый», «весёлый первый », « на красных ». Лаконичные прилагательные оживляют обстановку.

Метафоры « нарядней модного паркета», «лоно вод», « льдом одета», « звёздами падая на берег». Красивые устойчивые выражения делают текст уникальным и многообразным.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифмовка отрывка — парная, кольцевая.

Отрывок из романа помогает лучше понять русский народ и почувствовать красоту природы. Автор дополнил этим стихотворением роман, чтобы украсить и оживить его.

Опрятней модного паркета

  • Сочинение на тему Интересный случай в моей жизни Интересным случаем из моей жизни я считаю поездку в Бахчисарай. Там очень красивая местность. Есть там и степь и горы. Бахчисарай – это культурный и исторический город.
  • Сочинение-рассуждение Время перемен Насколько сильно человек нуждается в переменах в течение всей своей жизни? Ответ однозначный – конечно, изменения необходимы, так как сам по себе человек есть существо постоянно обновляющееся,
  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение
  • Сочинение по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Илья Ефимович Репин — величайший художник девятнадцатого века. Он очень хорошо зарекомендовал себя в русской живописи. За всю свою жизнь он написал немало чудеснейших творений, которые прославились на весь мир. Ему был очень интересен свои край,
  • Сочинение по картине Серебряковой За обедом 2 класс Знаменитая картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» показывает быт русской семьи. Дети вернулись из школы, мать наливает им горячий вкусный суп. Стол покрыт белоснежной скатертью. Старший мальчик уже приступил к приему пищи,
  • Сочинение Энгельс — мой город На извилистом берегу реки Волги раскинулся замечательный город, крупный центр Саратовского Заволжья — город Энгельс. Через территорию города проходят железнодорожные магистрали и автомобильные трассы.

Источник: uchim-klass.ru

Александр Пушкин — Опрятней модного паркета: Стих

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
____________
Отрывок из романа в стихах Евгений Онегин.

Анализ стихотворения «Опрятней модного паркета» Пушкина

Искрящаяся пейзажная зарисовка «Опрятней модного паркета» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент четвертой главы его романа «Евгений Онегин».

Отрывок создан не позднее января 1826 года. Опальный поэт в этот момент находится в Михайловском. Стихотворение предваряют такие хитросплетения сюжета: открывшаяся в своих чувствах Татьяна не встречает взаимности в Онегине.

Их пути на какое-то время расходятся, Евгений ведет почти затворническую деревенскую жизнь, а в доме Татьяны разыгрывается новая любовная история, на этот раз вполне счастливая. Ее сестра Ольга и Ленский влюблены друг в друга, дело близится к свадьбе. Здесь-то и нашлось место для лирического авторского отступления, воспевающего зимние забавы.

В жанровом отношении – лирика о природе, отрывок писан, как и положено, так называемой онегинской строфой. Поэт начинает с описания трескучего мороза – главной приметы настоящей русской зимы. Рифмовать «морозы» поэт берется с неизбежными «розами», о чем весело сообщает удивленному читателю. Наконец, взгляд автора переносится на «речку».

Он неожиданно сравнивает ее с паркетом, причем, явно не в пользу последнего. Действительно, в те годы деревянные паркетные полы были гордостью каждого состоятельного дома. Некоторые из них считались произведениями искусства, «коврами из дерева». Стелили такие полы, как правило, только в парадных комнатах. «Опрятней»: за паркетом, традиционно покрытым воском, ухаживали ежедневно.

Речка словно приглашает деревенскую непритязательную публику испытать все прелести катанья на коньках. Следует сказать, что как раз в XIX веке эта зимняя забава вновь вошла в моду. Сам А. Пушкин освоил коньки еще в Лицее. Уменьшительные суффиксы в словах подчеркивают жизнерадостную интонацию поэта, его вовлеченность в описываемую картину: речка, мальчишек.

Появляется на глади и комический персонаж, без коньков, зато на «красных лапках». Рассеянный гусь, видимо, не приметил прихода зимы, и собрался было «плыть по лону вод». Последний штрих художника «вьется первый снег» передает легчайшее порханье снежинок.

Возвышенная лексика смешивается с просторечной, финальная строка – и вовсе, к настоящему времени, состоит из устаревших слов («брег», ударение в слове «звездами»). Эпитет: радостный народ. Олицетворение: «льдом одета». Метафора: «режет лед», «звездами падая».

Русская зима в деревне – героиня лирического отступления А. Пушкина «Опрятней модного паркета».

  • Следующий стих → Саша Черный — Диета
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — В тот год осенняя погода

Источник: rustih.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...