На что укладывали паркет раньше

История паркета насчитывает приблизительно 3000 лет. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами.

Само слово “паркет” имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя – предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель.

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название “художественный”.

В России паркет впервые появился в начале XVI века, когда полы стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком.

Это рисунок носил название “в елочку”, а сам пол назывался “косящатым”. Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привёз целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и в общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой.

Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе деревянных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра I, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля.

В 1711 году Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов. Существовал даже собственный стиль укладки – русское барокко.

Широко использовались прежде всего местные (и, следовательно, более дешевые) породы дерева, такие как береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач и кизил. В качестве экзотики применялись дорогостоящие привозные породы, например, черное (эбеновое) дерево, фиолетовый палисандр, желтое сандаловое или лимонное дерево, красное дерево, оливковое – желтоватое атласное, железное, чинара, белый и красный кипарис, туя, самшит, шелковица и другие. Такое разнообразие расцветки древесины давало возможность набирать самые нарядные узоры. До сих пор паркетные полы дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов считаются наивысшим творческим достижением в этой области.

Паркет из СССР на шпунтовку и покрыли водным лаком

Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

В XVII – XIX вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов XIX в. В 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие паркеты: ”Машинная фабрика“ Беляева, основанная в 1866 году, ”Паркетная фабрика“, существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена.

Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. Постепенно количество фабрик увеличивалось, расширялась их география. Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов XIX столетия.

Однако развитие механизированного паркета не означало улучшения его качества. К началу XX века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. В это время было организовано пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской и две в Петербургской губерниях. В 1914 году по данным справочного издания ”Фабрично-заводские предприятия Российской Империи“ паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки.

Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, на смену ”золотому“ для художественного паркета XVIII века, пришло массовое фабричное производство паркета.

Источник: www.coswick.ru

GardenWeb

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы.

В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII в. в различных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма развития паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей».

Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, -который носил название «в елочку», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по некоторым общественным зданиям, по боярским хоромам, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты.

В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакин-ского для устройства штучных полов для Зимнего дворца»

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей — об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркеты носили различные названия: цветные (набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивали фанеру того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев. Щит собирали с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего его скрепляли накрест. Щитовой паркет составляли не только из квадратов, но и из щитов, имеющих форму круга или сегмента.

При наклеивании цветного дерева на щигы применяли два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы, как правило, изготовляли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность имела природная окраска древесины, однако применяли ее подкраску и подкуривание, а также своеобразную гравировку дерева.

Чрезвычайно важным и большим искусством в паркетных работах является правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета — изменчивую игру дерева на свету.

Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины были широко использованы для паркета. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то зажигались светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород — сосны, дуба и березы.

Замечательный щитовой сосновый паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея (рис. 1 и 2) и в Кусковском дворце. Здесь паркет набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками. Когда смотришь на игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг другу, то видна вся прелесть этих пород.

Рис. 1. Центральная часть паркета концертного зала Останкинского дворца. Конец XVIII в

Умение использовать направление волокон древесины является одним из важных навыков в мастерстве паркетчика, особенно при изготовлении художественного паркета.

Над паркетами работали в прежнее время краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, например, большинство полов в петербургских дворцах набирали охтинские плотники. В конце 50-х годов XVIII в. в Царском селе над паркетами работали цеховые мастера — столяры Гаврила Рыжий с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим. Они же в 1753 г. настилали паркеты в Эрмитаже.

Рис. 2. Паркет Итальянского павильона Останкинского дворца. Конец XVIII в.

В 60—70 годах XVIII в. полы в Екатерининском дворце изготовляли охтинский столяр Дмитрий Андреев с семью мастерами.

В XVIII и XIX вв. охтинских краснодеревщиков как самых квалифицированных мастеров паркетного дела приглашали на работу во дворцы и в богатые особняки Петербурга. Так, в 1823 г. архитектор Росси поручил делать полы в Михайловском дворце охтинскому поселянину Степану Тарасову с товарищами. Другие русские архитекторы использовали тех же мастеров во главе со Степаном Тарасовым на строительстве в Екатерининском и Зимнем дворцах.

Даже в начале XX в. над паркетами в Петербурге работали представители нового поколения семьи Тарасовых.

Всю работу над паркетами выполняли тогда исключительно ручным способом. Массовое производство в условиях фабрики паркетных щитов стали применять только со времени изобретения в 70-х годах XIX в. специальной машины. Вот почему фабричный паркет получил свое наибольшее распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия.

К этому времени в Петербурге было уже три фабрики, изготовлявших паркеты, а в Москве к концу века было восемь паркетных фабрик. В первые годы XX в. число таких фабрик заметно увеличилось не только в больших городах, но и в губернских. По данным справочника, в 1914 г. паркет в России изготовляли уже на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капитализма не означало улучшения его качества и дальнейшего расцвета как прикладного’ искусства. Наоборот, с начала возникновения фабрик качество художественного паркета падает, а к началу нашего века почти исчезает, все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины.

Таким образом, лучшим в техническом отношении и по художественным качествам был щитовой паркет, распространенный в России. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове под Ленинградом (рис. 3) и в Останкинском дворце-музее в Москве. Лучшие образцы паркета XIX в. сохранились в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в Ленинграде (рис. 4).

Русский паркет насчитывает несколько сот лет своего существования в истории русского декоративного искусства.

Русские щитовые паркеты XVIII—XIX вв. были и остаются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было столь разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и качество паркета достигали непревзойденного совершенства. Жаль, однако, что все эти работы вел лишь узкий круг потомственных мастеров, которые скрывали секреты своего мастерства.

В наши дни, когда создаются колоссальные общественные здания для трудящихся, потребность в паркете высокого качества, а также в художественном оригинальном паркете чрезвычайно возросла.

За годы Советской власти в нашей стране создано немало красивейших зданий с паркетами, которые по своим художественным достоинствам ничуть не хуже прежних.

Рис. 3. Центральная часть па-ркета в кабинете Ротари Китайского дворца XVIII в.

Рис. 4. Паркет центральной части Малахитового зала Начало XIX в.

Так, в 30-х годах академик А. В. Щусев разработал эскизы паркетов для гостиницы «Москва».

Эти и другие паркеты создавались советскими мастерами, новым поколением специалистов, которые стремятся поделиться своим опытом с молодыми рабочими. Так, один из отличных мастеров, внесший немалый вклад в дело усовершенствования паркетных работ, Ю. В. Вугин написал книгу, в которой подробно изложил «секреты», описал свой многолетний опыт и дал много ценных советов начинающим паркетчикам. В своем начинании Ю. В. Вугин не был одинок, ибо в корне изменились производственные отношения, а значит, изменилось и отношение мастеров к сохранению секретов мастерства.

Источник: gardenweb.ru

История паркета

Исторически сложилось, что многие народы уделяли огромное внимание интерьеру дома в том числе полам. Еще в глубокой древности в таких странах как в Египте, Китае, Индии и т. д, изготавливали красивые и прочные полы. В средневековье паркет стал неотъемлемой частью новых домов, замков, дворцов. Художественные элементы в изготовление паркета наблюдались в Европе к началу 19 века. Следует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

Укладку деревянных полов производили на Руси с древнейших времен. Очевидно, это был далеко не паркет. Изначально пол представлял собой расколотые по длине бревна, которые укладывались на специальные балки. Традиционный до недавнего времени способ укладки паркета елочкой берет свое начало в 16 веке, когда паркетные плашки укладывали на основание из сосновых досок.

Именно отсюда и берет начало современный паркет. История умалчивает имя первого умельца, который придумал такой весьма интересный способ укладки пола.

В XVII веке самым распространенным методом укладки паркета был метод, называемый «дубовым кирпичом»: паркетные плашки в форме кирпичей настилали на известковую основу, при этом зазоры между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Иногда делали дубовый бордюр вдоль стены. О таком паркете имели представление на Руси и раньше, он уже был известен по донскому монастырю в Москве, храму Василия Блаженного, Дмитровскому собору во Владимире . Признаки художественного паркета он приобрел в 17 веке.

Благодаря выдающимся архитекторам таким как Росси, Ринальди, Растрелли паркет из разряда обычного покрытия переходит в произведение искусства в 18 веке . Паркет в В начале 19 века паркет был тесно связан с русской резьбой. В Москвовских мастерских Оружейной Палаты начала 17 века быстро процветала высокохудожественная резьба по металлу и дереву процветала в XVII в. В 1711г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Для дворцовых паркетов в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карачага, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей. Весь вышеупомянутый запас древесины был отправлен в 1750 году в царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем стал зачительно увеличиваться ассортимент деревьев и наряду с распространенными породами более широко стали применять редкие и дорогостоящие сорта привозных заморских деревьев, среди которых были якаранда, жикитаба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку предоставляли возможность набирать самые прихотливые и оригинальные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркет носил различные названия: штучный (набранный из местных пород), цветной (набранный из привозных деревьев), полуцветной, и дубовый.

Паркеты изготовляли в виде отдельных щитов, по этой причине такой паркет получил название щитовой паркет. Щит обычно представлял собой основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки различных рисунков из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Щитовой паркет изготавливали из щитов самой разнообразной формы. В зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др.

В 17-19 вв. всю работу связанная с паркетом производилась кустарным способом. Массовое производство паркетных щитов на фабриках берет свое начало только с 70-х годов XIX в. Поэтому паркет, изготавливаемый на фабрике получил получил ширококе распространение с начала 80-х годов XIX столетия. Но развитие механизированного производства паркета не означало улучшения его качества.

В XIX веке паркет был самым распространенным покрытием, применявшимся в жилых помещениях. В это время резко увеличилось промышленное производство щитового паркета.

В конце 19 века появилось новое покрытие – линолеум, который поначалу применялся в подсобных помещениях (кухни, ванные комнаты и т. д.), но вследстие дешевизны линолеум стал серьезным конкурентом деревянным полам и паркету.

К началу 20 века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины. При строительстве общественных и жилых помещений широкое применение получили паркетные полы простой укладки. Художественный паркет становится большой редкостью.

Укладка паркета – трудоемкое занятие, требующее определенных навыков и знаний. Уход за паркетом также влечет определенные трудности, но все эти затраты оправдываются. Паркет не только смотрится красиво и оригинально, но еще не вреден для здоровьяи долговечен, что нельзя сказать об искусственных покрытиях.

Источник: tsiklevka-pola.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...