Когда то средь шумного бала где пел под ногами паркет

«Средь шумного бала, случайно» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – история создания, тема, средства выразительности, год

«Средь шумного бала, случайно» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – история создания, тема, средства выразительности, год Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого

Слово+

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» является одним из ярких образцов любовной лирике в русской литературе XIX века. Оно посвящено Софье Миллер, впоследствии ставшей супругой поэта и его музой на долгие годы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сред шумного бала, случайно…» по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

«Вальс»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.

История создания – Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».

Олицетворения – «тайна покрывала».

Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».

Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».



Тест по стихотворению

В каком году было написано произведение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Татьяна Шатова 7/7
  • Светлана Ковалевская 7/7
  • Юсуп Магамадов 7/7
  • Lyuba Sidorova 7/7

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.

Алексей Толстой, по воспоминаниям современников, не был дамским угодником и ловеласом, однако об истории с Софией Миллер был наслышан весь литературный бомонд. Девушка не отличалась внешней красотой, но покоряла уровнем своей образованности, владела четырнадцатью языками, отлично разбиралась в нескольких сферах искусства и точных науках.

Поводом для пересудов послужил тот факт, что Миллер на момент встречи с Толстым была замужем. Сделав выбор в пользу писателя, она развелась со своим мужем.

В тексте стихотворения можно заметить, что автор не заостряет внимание на облике возлюбленной, описав ее внешность только одним эпитетом («тонкий стан»). Несколько раз упоминает поэт в произведении «печальные глаза» незнакомки, говорящие о том, что девушка несчастна на момент встречи с лирическим героем. Мысли писателя сосредоточены на звонком смехе, речи и дивном голосе героини.

Толика сомнения, привнесенная Толстым в финальное признание, отражает в себе то, насколько серьезно относится поэт к своему чувству. Приняв это взвешенное решение в строках своего автобиографичного опуса, поэт благородно ведет себя и в жизни — он не только женится на Софии Миллер, но и сохраняет с ней теплые отношения в браке на всю оставшуюся жизнь.

Тема

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Звуко-ритмическое оформление

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно» нужно указать, что оно написано трехстопным амфибрахием с ударением на втором слоге. Торжественную размеренность и плавность придает перекрестная рифма.

На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса — вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.

В кратком анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно///» можно рассказать и о том, как сложилась дальнейшая семейная жизнь Алексея Толстого и Софьи Миллер. Поначалу молодожены жили в любви и согласии. Но постепенно поэт начал раздражать Софью.

Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной — она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.

Это был анализ по плану стихотворения «Средь шумного бала случайно…» А. К. Толстого.

В романсе Чайковского «Средь шумного бала» то вздымаются, то ниспадают волны воспоминаний лирического героя. Динамические нюансы романса не поднимаются выше средней силы звучания (mezzo forte).

Все как бы засурдинено. Это грезы героя, переходящие в сновидение. Слова стихотворения А. Толстого лишь намекают на чувство героя, которое не вполне определилось и окрепло в его душе. Оно затаено и пробуждается-«в часы одинокие ночи», «в неведомых грезах». Оно подобно цветам, которые лишь по ночам раскрывают лепестки, и тогда «цветет сердце» героя.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Пробуждаются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

(Романс Чайковского на слова Фета «А тебе ничего не скажу.»)

Герой не знает сам, любит ли он женщину, о которой мечтает, или ему это только «кажется». Образ женщины в его воспоминаниях зыбок и противоречив. У нее «печальные очи» и «веселая речь», смех «грустный» и «звонкий». В ее внешнем облике и поведении герой угадывает тайную грусть, родственную его душе. Образ ее возникает в его памяти на фоне вальса.

Но вальс этот не танцевальный. Вальсовые темп и ритм лишь намекают на обстоятельства встречи с ней «средь шумного бала». Но музыка не изображает ни бального шума, ни «тревоги мирской суеты». Она пассивна и грустна, подобно чувствам, наполняющим душу героя.

Ремарка Чайковского «con tristezza» (с грустью) накладывает печать грусти на весь романс, на все воспоминания героя, равно как и на образ любимой им женщины. Чувства героя настолько пассивны, что фразы, произнесенные им, то и дело разрываются в своем логическом течении.

Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается им до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел», — пропевается (согласно музыкальному тексту) без остановки (без цезуры) перед словами «тебя я увидел». Герой произносит эту фразу как бы на одном дыхании. Если он перервет фразу, воспоминания его иссякнут раньше времени.

И дальше возникает пауза перед словами «но тайна», и снова пауза перед словами «твои покрывала черты». Эти паузы рисуют иссякающую силу воспоминаний героя. Усиление звучания в вокальной партии продолжается до слов «суеты, тебя», в то время как в партии рояля вплоть до паузы перед словами «но тайна» , иссякая вместе со словами «твои покрывала черты».

Эти усиления звучания, указанные Чайковским, не совпадают. Голос угасает в то время, как музыка аккомпанемента усиливается. Таким образом, разрывается цепь музыкального периода. Звенья его то слиты, то разъединены. И разъединение, и слияние их подчас противоречит логической связи словесного текста.

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА

Музыка Петра Чайковского Слова Алексея К. Толстого

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь, — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю.

1851, слова 1878, музыка

«Отечественные записки», 1856 г., № 5

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Стихотворение, без заглавия, написано под впечатлением знакомства с С. А. Миллер (Бахметьевой) — будущей женой А. К. Толстого. Наиболее известная мелодия принадлежит Чайковскому (1878). Романсы на это стихотворение создали также А. Д. Александров-Кочетов (1865), Б. С. Шереметев (1879), А. Н. Шефер (1884), А. А. Спиро (1884), Г. А. Лишин (1886) и другие композиторы. Чайковский посвятил этот романс своему младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому. Романс упоминается Александром Куприным в повести «Молох» (1896).

Петр Ильич Чайковский

(1840, Воткинск Вятской губ. — 1893, Петербург)
Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)

Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):

Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Алексей Константинович Толстой, выдающийся русский поэт, не раз поднимал тему любви в своей многогранной и насыщенной разными образами лирике. Произведения Толстого знамениты своей романтичностью, изысканностью и тонким восприятием чувств.

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

В стихотворении встречаются олицетворения («тайна покрывала»), сравнения («дивно звучал, как звон отдаленной свирели»), инверсия («часы одинокие», «стан тонкий»), но больше всего в произведении эпитетов («шумный», «мирской», «звонкий»).

Анализ стихотворений«К Чаадаеву» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, средства выразительности и проблема

Анализ стихотворений«Расстались мы; но твой портрет» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, жанр

Знаменательная для поэта встреча

Анализ стихотворения «Средь шумного бала случайно» следует начать с истории его написания. Следует отметить, что поэт не был сердцеедом и не искал мимолетных развлечений. Но в 1850 году произошла знаменательная встреча с Софьей Миллер.

Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.

Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер. Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер. Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.

Образность «Средь шумного бала…»

Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы.

Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем.

При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать — это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы — это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.

Третья строфа — это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

В анализе стихотворения Толстого «Средь шумного бала случайно…» можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово «кажется». И это делает его признание целомудренным и трогательным.

Источник: ozhegova-slovar.ru

Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого

Для дошколят

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» является одним из ярких образцов любовной лирике в русской литературе XIX века. Оно посвящено Софье Миллер, впоследствии ставшей супругой поэта и его музой на долгие годы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сред шумного бала, случайно…» по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

«Средь шумного бала, случайно» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – история создания, тема, средства выразительности, год

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».

Метафоры – «тайна покрывала черты».

Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».

Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».

Звуко-ритмическое оформление

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно» нужно указать, что оно написано трехстопным амфибрахием с ударением на втором слоге. Торжественную размеренность и плавность придает перекрестная рифма.

анализ стихотворения средь шумного бала случайно по плану

На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса — вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.

В кратком анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно///» можно рассказать и о том, как сложилась дальнейшая семейная жизнь Алексея Толстого и Софьи Миллер. Поначалу молодожены жили в любви и согласии. Но постепенно поэт начал раздражать Софью.

Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной — она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.

Это был анализ по плану стихотворения «Средь шумного бала случайно…» А. К. Толстого.

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи лет пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.

Знаменательная для поэта встреча

Анализ стихотворения «Средь шумного бала случайно» следует начать с истории его написания. Следует отметить, что поэт не был сердцеедом и не искал мимолетных развлечений. Но в 1850 году произошла знаменательная встреча с Софьей Миллер.

Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.

Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер. Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер. Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.

Тема

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Лирический герой пришел на бал. Его мало интересовало мероприятие, и он больше был погружен в свои мысли, тревоги. Но неожиданно внимание героя привлекла незнакомка. Ее внешность остается тайной, лишь печальные глаза выделяются на лице. Голос незнакомки звенел как музыка, напоминая свирель или морские волны.

Незнакомка сразу покорила лирического героя. Ему понравился тонкий стан и задумчивый вид. Звонкий и грустный смех очаровывал. Все это резко контрастировало с грустными глазами. Герой понимал, что начал поддаваться чувствам, но он боится себе в них признаться.

Ночами, во снах, ему является образ незнакомки, и он слышит ее голос и смех.

Все это заставляет засыпать героя с особой грустью. Он не понимает, любит ли он девушку или нет.

Для него это серьезное чувство, которое не достойно пренебрежения или легкомысленности. Поэтому он постоянно размышляет, взвешивает все за и против. В конце герой все же делает однозначный вывод: он любит незнакомку.

Композиция

Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы — это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.

Третья строфа — это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

В анализе стихотворения Толстого «Средь шумного бала случайно…» можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово «кажется». И это делает его признание целомудренным и трогательным.

средь шумного бала случайно анализ стихотворения кратко

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

В стихотворении встречаются метафоры («тайна покрывала черты»), сравнения («дивно звучал, как звон отдаленной свирели»), инверсия («часы одинокие», «стан тонкий»), но больше всего в произведении эпитетов («шумный», «мирской», «звонкий»).

Немного об авторе

Алексей Константинович Толстой — русский литературный деятель, драматург. Годы его жизни — 1817—1875. Школьники изучают стихи Толстого в 10 классе. Из-за совпадения имени и фамилии писателя можно спутать с его тезкой Алексеем Николаевичем, написавшим стихотворение «Курган» и книгу о Буратино «Золотой ключик».

Любовная лирика занимает заметное место в творческом наследии автора, но самым известным является анализируемое стихотворение, так как его строки послужили поэтической основой для романса П. И. Чайковского.

Писатель также занимался переводами книг немецких авторов на русский язык. В числе его работ были произведения Гёте, Гейне, Байрона и других знаменитых зарубежных литераторов.

В 1851 году состоялось знакомство Толстого с его супругой. Теперь он начал адресовать всю свою любовную лирику этой женщине.

Тест по стихотворению

В каком году было написано произведение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Татьяна Шатова 7/7
  • Светлана Ковалевская 7/7
  • Юсуп Магамадов 7/7
  • Lyuba Sidorova 7/7

Жанр стихотворения

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» следующий пункт — определение его жанра. Это любовная лирика. А именно — обращение лирического героя к возлюбленной. Автор очень осторожно признается в своих чувствах незнакомке.

Поэт хотел быть уверенным в силе своего чувства, понять, а не обычная ли это влюбленность? Стоит отметить, что Алексей Толстой принадлежит к романтикам старой школы, поэтому он не мог написать слишком открыто о своих чувствах, а тем более сказать о них в грубой форме.

Для него любовь была высшей духовной ценностью человека. И Алексей Константинович не ошибся в своем чувстве: несмотря на все пересуды и осуждение общественности Толстой и Миллер обвенчались. Это стихотворение стало символом любви поэта.

анализ стихотворения Толстого средь шумного бала случайно

Главная тема стихотворения

Стихотворение открывает перед читателем атмосферу шумного бала. Среди большой толпы автор рисует образ женщины, которая держится обособленно, и таит в себе какую-то загадку, которая заинтересовала лирического героя. Поэт был в восторге от красоты и задумчивого, романтичного вида новой знакомой, и именно об этом рассказывает он далее в строках стихотворения.

В произведении подчеркивается идеализированная возлюбленная, и поразительное сочетание грусти в глазах и веселого, радостного голоса. Автор еще не знал на тот момент, что женщина на самом деле скрывает некоторые свои постыдные поступки, которые имели место быть в прошлом, потому склонен рисовать романтичный и нежный, идеализированно чистый и светлый образ.

Более того — именно в этом стихотворении граф пишет свое первое признание в любви для Софьи, и признанием завершается произведение. На словах о любви к прекрасной новой знакомой автор ставит точку, отмечая, что эта встреча была поворотным моментом в его жизни.

Образность «Средь шумного бала…»

Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы.

Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем.

При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать – это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

Музыка П. И. Чайковского

Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти А. К. Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет[9].

Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала»[1][10], оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен. П. Чайковский, как часто бывало, внес собственные небольшие изменения в текст, продиктованные законами музыкальной формы и музыкальным течением фразы: он повторил слово «грустно», изменил пунктуацию — у Толстого: «Люблю ли тебя — я не знаю», у Чайковского: «Люблю ли тебя, я не знаю»[1]. Эти мелкие исправления уводят внутрь чувств — от всех и всего окружающего, создают атмосферу первых нежных прикосновений в мире, где существуют лишь двое влюбленных.

Эта любовь еще робка, ее может вспугнуть и уничтожить любой чужой взгляд, любое брошенное слово. Уже первая фраза романса как бы с трудом договаривается до конца: «Средь шумного бала (пауза), случайно (пауза), в тревоге мирской суеты тебя я увидел». И первая неопределенность («люблю ли тебя, я не знаю») выражена несколько приглушенным звучанием: moderato[1]. Это самое начало большой любви, когда чувства еще не определены в строгие формы их названий, но они уже проступили — пока еще в грезах, воспоминаниях, в душевных порывах[10].

Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда[1]. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой; композитор пытался вырваться из своих природных влечений гомосексуализма, чувствовал свою ущербность, не понимая его природных истоков, и безумно страдал. Развестись официально было в то время очень сложно — официальные супруги просто проживали отдельно, ничем и никак не связанные более. Именно в это время Петр Ильич и сочинял романс «Средь шумного бала…».

Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.

Алексей Толстой, по воспоминаниям современников, не был дамским угодником и ловеласом, однако об истории с Софией Миллер был наслышан весь литературный бомонд. Девушка не отличалась внешней красотой, но покоряла уровнем своей образованности, владела четырнадцатью языками, отлично разбиралась в нескольких сферах искусства и точных науках.

Поводом для пересудов послужил тот факт, что Миллер на момент встречи с Толстым была замужем. Сделав выбор в пользу писателя, она развелась со своим мужем.

В тексте стихотворения можно заметить, что автор не заостряет внимание на облике возлюбленной, описав ее внешность только одним эпитетом («тонкий стан»). Несколько раз упоминает поэт в произведении «печальные глаза» незнакомки, говорящие о том, что девушка несчастна на момент встречи с лирическим героем. Мысли писателя сосредоточены на звонком смехе, речи и дивном голосе героини.

Толика сомнения, привнесенная Толстым в финальное признание, отражает в себе то, насколько серьезно относится поэт к своему чувству. Приняв это взвешенное решение в строках своего автобиографичного опуса, поэт благородно ведет себя и в жизни — он не только женится на Софии Миллер, но и сохраняет с ней теплые отношения в браке на всю оставшуюся жизнь.

Структурный анализ стихотворения

Для описания девушки поэт использует множество различных эпитетов, которые можно отнести к классическим ноткам, характерным для выражения чувства влюбленности в первые дни встречи с объектом страсти: «дивно», «печально», «тонкий стан», «задумчивый вид», «в моем сердце звучит». Автор делится также тем, что засыпает с мыслями о возлюбленной, и откровенничает о своих ощущениях, связанных с воспоминаниями о девушке.

Произведение представляет собой 5 четверостиший, в которых использована наиболее распространенная перекрестная форма рифмы. Для подчеркивания образа использовано множество противопоставлений, на контрасте которых автор демонстрирует, насколько сильные переживания вызвала у него данная встреча.

Нужно отметить, что на балу поэт видел Софью лишь в маске, именно потому большое внимание он в стихотворении уделяет выражению ее глаз и невероятному смеху и голосу. Этот факт наложил определенный отпечаток на произведение. Стихотворение относится к классической любовной лирике, и содержит, скорее, не фактические какие-то сведения о сюжете и героях, а глубокие душевные переживания непосредственно самого поэта!

Источник: konspektiruem.ru

РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.

‘); if (Deleted || PosterDeleted) < HTML.push(‘

Комментарий удален

‘); return HTML.join(»); > if ( !!Obscene ) < HTML.push(‘
Не удалось добавить комментарий, содержащий нецензурные выражения

‘); return HTML.join(»); > if ( (Screened !Screenable !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push(‘

Комментарий скрыт
‘); return HTML.join(»); > HTML.push(‘
‘); if (Screened) < HTML.push(‘
Комментарий скрыт
nadejda petrova Z nadejda petrova 29-01-2021 18:53 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»
Комментарии запрещены
Инга Дёмина Инга Дёмина 29-01-2021 22:05 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Спасибо, Ирина, за чУдный романс ! Очень нравится исполнение Дмитрия Ряхина и Муслима Магомаева
Комментарии запрещены
Галина Петровна Иванова Galina Ivanova 30-01-2021 11:58 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»
Комментарии запрещены
Ксения Татаринова Ксения Татаринова 30-01-2021 17:41 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Огромное спасибо, Ирина! О других авторах музыки мало, кто помнит.
Комментарии запрещены
Алевтина ******* Ани 03-02-2021 17:43 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Комментарии запрещены
Татьяна Брагина ТАБрагина 04-02-2021 09:07 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»
Комментарии запрещены
ЕЛЕНА .. ЕЛЕНА 04-02-2021 10:19 (ссылка)

Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

благодарю вас за чудесный рассказ и записи.. было интересно и душевно).. радуйте нас и дальше подобным) всех вам благ!

Комментарии запрещены
Валентина Харзеева валентина харзеева 04-02-2021 10:44 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»
Благодарю!Очень интересно!
Комментарии запрещены
Лидия Соловьева Лидия Соловьева 04-02-2021 13:54 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Комментарии запрещены
Ольга Климович Ольга Климович 04-02-2021 13:56 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Через годы, через десятилетия романс продолжает иметь успех. В прекрасных выступлениях каждого певца есть свой взгляд на исполнение, что придает особый шарм. Очень красивый пост. Спасибо.

Комментарии запрещены
Лидия Александровна Лидия Колесникова 04-02-2021 14:09 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Комментарии запрещены
Людмила Микелюнене Людмила Микелюнене 04-02-2021 17:14 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Благодарю Вас, Ирина, за великолепный пост Как по-разному, но прекрасно звучит этот прелестный романс в разном исполнении. Потому что исполняется от души!

Комментарии запрещены
Юрий Сергеевич Крупнов Юрий Крупнов 04-02-2021 17:16 (ссылка)
Re: РУССКИЙ РОМАНС.ИСТОРИЯ РОМАНСА»СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА»

Благодарю за интересный иллюстрированный рассказ об авторах и истории этого красивого старинного известного русского романса, а также за сам этот любовный романс, который прозвучал в красивом неповторимом выразительном исполнении известных русских певцов

Источник: my.mail.ru

Чайковский. «Средь шумного бала»

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала» — одно из лучших в русской любовной лирике и, разумеется, к нему писали музыку русские композиторы. Специалисты-музыковеды насчитали десять различных вариантов романса, но среди них широко известен только один — на музыку Петра Ильича Чайковского, музыку такую же чистую, целомудренную и лиричную, как само стихотворение.

В 1878 году Пётр Ильич закончил работу над Четвертой симфонией и оперой «Евгений Онегин» и захотел отдохнуть, по его выражению, в «разнообразных мелких формах», например, написать романс. Он попросил друзей подыскать ему что-нибудь из лирических текстов.

Бескорыстная подруга Чайковского Надежда Филаретовна фон Мекк выслала ему журналы с лирикой русских поэтов, среди которых Чайковскому понравились стихи Толстого.

фон Мекк.jpg

Надежда Филаретовна фон Мекк

В тот год Пётр Тльич написал шесть романсов, и четыре из них были на стихи Алексея Толстого — «Серенада Дон-Жуана», «То было раннею весной», «О, если б ты могла» и «Средь шумного бала».

Когда Пётр Ильич собирался написать оперу «Евгений Онегин», в письме к композитору С. И. Танееву он написал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

По всей вероятности, стихотворение «Средь шумного зала» привлекло внимание Чайковского по тем же мотивам — оно оживило в нём воспоминания и душевные переживания, испытанные им когда-то. Не думаю, что он вспомнил о недавнем браке с Антониной Милюковой, брак продлился всего несколько недель и оставил горестное чувство . Скорее, Пётр Ильич вспомнил о любви к певице Дезире Арто, которой посвятил несколько романсов. И, говорят, в своём Первом концерте для фортепьяно с оркестром и в симфонической поэме «Фатум» Чайковский даже закодировал в текстах её имя.

Слушаю музыку и думаю, когда романс поют голосом, моё внимание направляется на чувства поэта, а когда звучит только музыка, то — на чувства композитора. А в-целом . любовь поэта, выраженная стихами, и любовь композитора, выраженная музыкой, сотворили романтический шедевр — романс, которому нет равных.

Интересная деталь — отсылая издателю свои «мелкие формы» Чайковский подписал в приложенном счете: «За шесть романсов по 25 рублей — 150 рублей».
В такую сумму Пётр Ильич оценил то, чему нет цены.

Источник: mi-ta-pe.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Ё-Паркет