Когда появился паркетный лак

Что такое лак? На этот, казалось бы, очень простой вопрос можно дать либо очень краткий, либо очень обширный ответ. В первом случае достаточно обобщить, что лаки — это растворы твердых веществ в жидкостях, которые после нанесения испаряются.

Во втором — придется перечислить сотни возможных компонентов, которые в различных сочетаниях используются для создания лаков с древнейших времен до наших дней.

Что такое паркетный лак?

Несколько столетий назад лаки различались не столько по назначению, сколько по качеству: конечно, уникальное лаковое покрытие скрипок Страдивари на порядки превосходит паркетную лакировку в особняках вельмож того времени, но по сути, эти лаки вполне взаимозаменяемы и предназначены для обработки деревянных поверхностей. Причем, качество старинных лаков любого типа было выше всяких похвал: во дворцах венецианских дожей настелены великолепные деревянные полы, и ремонт паркета здесь по сей день не требуется.

Когда впервые был использован паркетный лак?

Сложно сказать, но кусочки лакированных напольных покрытий из дерева археологи находили в городах этрусков и остатках древнеегипетских дворцов, в Китае четыре тысячелетия назад знали, как залакировать деревянную мозаику, в Европе 14-15 столетия лаковый паркет вовсе не был редкостью.

В каком году началось промышленное производство лака?

Для Европы такой датой можно считать 1803 год, когда заработал завод Шене, французского химика. В начале 21 века производством паркетного лака занимаются, без преувеличения, десятки тысяч предприятий по всему миру.

Какие перспективы у паркетных лаков?

Естественно, дальнейшее совершенствование! Только за последние 10-15 лет были внедрены в производство десятки принципиальных инноваций, позволяющих создавать новые формулы паркетных лаков, с использованием различных твердых составляющих и растворителей. На смену органическим веществам, с которых начиналась история паркетных лаков, пришли синтетические компоненты с уникальными свойствами. История паркетного лака продолжается!

Источник: parketoved.ru

История лака

Лак не является современныи изобретением. Лаки и лакировки известны с древних времен. Только раньше готовились из натурального материала.

Лаки известны со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Китайские лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаков характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен.

К китайским близки лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в XV-XVII вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является смола деревьев семейства кипарисовых — сандарак.

В Индии распространены также нирмальские лаки — изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).

Восточные лаки известны в Европе с XV в., где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в XVII-XVIII вв. В европейских лаках техника производства была упрощена, введены горячая сушка, применение масляных красок и масляных лаков. В XVIII в. техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы «Мартен» и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).

С XVIII в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала XIX в. стали возникать народные промыслы (смотри федоскинская миниатюра, жостовская роспись)

Источник: expert-sib.ru

История паркета.

Когда и в каком виде появился паркет. История паркета. Происхождение паркета.

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена . Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки «елочкой» появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать «укладка дубовым кирпичом». При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

Источник: www.profi-parket.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...