Паркет – один из наиболее популярных видов напольного покрытия, который широко распространен во всем мире. Именно паркет или паркетную доску чаще всего выбирают для пола в квартирах, частных домах, а также в помещениях государственных учреждений, учебных заведениях, музеях, театрах, картинных галереях. Как видно, сфера применения достаточно обширна, и это легко объяснить превосходными эксплуатационными и эстетическими свойствами материала. В это сложно поверить, но история паркета уходит корнями в далекое ранее средневековье во Франции.
Паркет в Европе
Слово «паркет» имеет благородные и высокие французские корни. Изначально этим словом называли небольшую парковую зону, немного позже оно стало обозначением части зала, предназначенной для аудиенции высоких чинов с высокопоставленными гостями. Под влиянием времени ковры стали исчезать из интерьеров дворцов, и название перешло к настилам из деревянных планок. Постепенно новое веянье в интерьерном стиле начало разрастаться и покинуло границы Франции.
Что то пошло не так #паркет #flooring #hardwood #hardwoodflooring #parquet #parket#design#spb
Европейские замки стали постепенно украшаться не только искусно выполненными гобеленами, лепными потолками и резной мебелью с невероятными, ажурными узорами. Неотъемлемой частью богатого убранства также стали и деревянные полы.
В отличие от привычного современно паркета, который отличается сдержанностью и стандартностью форм, размеров, видов укладки, средневековый паркет можно сравнить с мозаикой. На полах мастера выкладывали причудливые узоры, орнаменты, с необычным сочетанием цветов, оттенков плашек. Подобный подход к укладке деревянных полов получил название художественный. Существует он и теперь, пережив многовековую эволюцию и изменение в стиле, характере и вкусах к оформлению интерьера.
Паркет в России
В начале XVI века полы в России настилали с применением дубовых клепок, укладываемые рисунком, который и сегодня достаточно часто можно встретить в интерьерах различных помещений. Знаменитая «елочка» в далеком шестнадцатом веке укладывалась на основание из грубораспиленной мягкой древесины. Чаще всего это была сосна.
Резьба по дереву, как исконно русское ремесло, а также навык художественной обработки и укладки пола стали отличным подспорьем для того, чтобы история и техника художественной укладки паркета в России стремительно развивалась. Первым, кто познакомил империю с паркетом стал Петр I. Из Германии специально для укладки паркетных полов были приглашены краснодеревщики. Художественные полы, как настоящее произведение искусства быстро распространились по всей стране. Этот способ укладки использовался для украшения поместий, дворцов и храмов. Наиболее популярным считался дубовый штучный паркет, который отличался долговечностью, прочностью и способностью выдерживать значительные нагрузки.
Со временем стиль укладки паркетного пола в России получил свое название, в истории паркета известный как русское барокко. Помимо дуба в ход пошли местные и относительно дешевые деревья, такие как орех, береза, клен, даже груша, яблоня и можжевельник. Для особо богатых, людей с высокими чинами, специально завозились экзотические породы: сандаловое дерево, кипарис, туя, самшит, чинара и многие другие. Разноцветные плашки. изготовленные из разного дерева предоставляли возможность не ограничивать фантазию, набирая невероятные по красоте и сложности исполнения узоры.
Как обновить старый паркет #shorts
Современная история
До 19 века вся работа по изготовлению и укладке паркета выполнялась исключительно ручным способом. Но начиная с 70-х годов 19 столетия три фабрики Петербурга перешли на массовое изготовление паркетных щитов, в Москве, согласно документальным сводкам, подобных фабрик было восемь. Постепенно количество производств увеличивалось, расширяя географию по всей стране.
По причине такого медленного развития, фабричный паркет и его циклевка стал популярен среди пользователей только к началу 80-х годов 19 столетия. Механизированный способ изготовления еще не гарантировал качество продукта. Для того, чтобы совершенствовать технологию и доводить изделия до совершенного во всех отношениях вида, понадобилось много времени. Сегодня многие производители предлагают широкий ассортимент самого разнообразного по форме, типу укладки, цвету, фактуре паркет и паркетные доски. Покупатель получает возможность подобрать напольное покрытие в соответствии с собственными вкусами, стилем и выделенным бюджетом.
Помимо оттачивания технологии производства паркета, сегодня ведется постоянная работа над поиском решений, которые позволят усовершенствовать составы, которыми покрываются паркетные плашки в производственных условиях и уже после укладки в быту. Разнообразные промежуточные и финишные покрытия способны уберечь пол от негативного влияния внешней среды. Все достижения не могли быть реализованы без истории, анализа технологий и ошибок.
Источник: www.servis-parket.ru
Когда был придуман паркет
Использовать дерево для устройства полов в жилых помещениях люди начали ещё с незапамятных времён. Оно и понятно: легкодоступная, простая в обработке древесина отличается, прежде всего, такой отличительной особенностью в эксплуатации, как превосходная теплоизоляция, что для, например, народов, проживающих в регионах с холодным климатом, всегда было особенно принципиальным моментом.
Первоначально, конечно, речи о паркете или даже о каком-то подобии его не шло. Расколотыми по длине брёвнами застилали полы в помещении, укладывая их либо просто на землю, либо фиксируя деревянными же гвоздями к балкам в уже более поздние времена. Но развитие технологий, а также различные культурно-исторические аспекты быта народов привели к тому результату, который имеем мы на сегодняшний день: богатейшая традиция укладки обработанного бесчисленными методами и произведённого на высокотехнологическом оборудовании паркета. Дорога от разрезанного пополам бревна в шаткой деревянной постройке до высокохудожественного паркета с применением многих ценных, в том числе экзотических, пород древесины во дворцах, а ныне и в обычных квартирах, не была короткой. И история эта крайне познавательна.
Само слово «паркет» пришло в русский язык из языка французского, в котором оно выглядело и до сих пор выглядит как «parquet». Слово «parquet», в свою очередь, является уменьшительной формой от «pare», произошедшего от латинского слова «parcus», означавшего «помост» или «отгороженное место».
Примечательно при этом, что в XVI-XVII вв. во Франции словом «parquet» обозначалась часть зала, огороженная и застеленная ковром и использовавшаяся для проведения аудиенций. Во 2-ой пол. XVII в. ковёр заменили на деревянный настил из брусков ценных пород дерева. Таким образом, слово приобрело свой сегодняшний смысл.
Несмотря на то, что сам термин «паркет» оформился лишь в XVII веке, паркет как явление появляется в Европе уже начиная с начала XIV в. В то время Европа переживала расцвет готического искусства, для которого было характерно стремление к величию, богатому убранству объёмных пространств с большим количеством света и различных цветов. Полы в торжественных залах для приемов в домах и дворцах высшей знати уже не могли более застилаться просто строгаными скучными серыми досками, которые лежали в большинстве жилых помещений того времени.
Требовалось новое решение в духе наступившей эпохи. И оно появилось: полы начинают выстилаться кусочками дерева геометрических форм разного цвета и породы. Выкладывая их в различной последовательности, мастера добивались поражающих на тот момент своей красотой орнаментов и рисунков. В итоге получались эдакие ковры из дерева, восхищавшие жителей того времени своей торжественностью и новизной. Постепенно устройство полов подобного типа становится традицией и прочно входит в отделку всех дворцов и домов высшей знати Средневековой Европы, в особенности во Франции.
В России, стране с холодным климатом и огромным количеством лесов, зарождение культуры паркета было лишь вопросом времени. И вот уже в XVI веке на Руси в качестве напольного покрытия начинают использоваться так называемые «дубовые кирпичи». Вырезанные из массива дуба бруски, по форме походящие на кирпичи, укладывали непосредственно на глинобитные полы (позже – на основание из древесины сосны), заливая щели на стыках смесью извести и смолы. Бруски выкладывались в форме ёлочки, а укладка именовалась «косящатой». Подобная технология была применена в своё время при устройстве полов в храме Василия Блаженного и Донском монастыре в Москве, а также в Дмитриевском соборе во Владимире.
Тем не менее, становление культуры паркета в России всё же прочно связано с именем Петра I. После своего очередного визита в Европу царь привёз из Германии целый цех краснодеревщиков для передачи «заморских» технологий деревообработки русским мастерам. При этом традиции резки по дереву и металлу на Руси в тот период времени уже были на достаточно высоком уровне и передавались из поколения в поколения опытными мастерами.
Лучшие из них трудились в Оружейной палате в московском Кремле. В 1711 г. Пётр I закрывает московские мастерские и переводит всех резчиков на корабельные верфи в Санкт-Петербург, сосредотачивая так весь технический потенциал государства в одном месте. В дальнейшем эти трудовые резервы будут отправлены на устройство паркетных полов в нововозведённых дворцах столицы. Таким образом, сочетание европейского опыта производства и укладки паркетных полов из геометрических плашек одного размера и разных пород, с русской школой резьбы по дереву, даёт в итоге превосходный результат и выводит паркетное ремесло в России на новый уровень. Это был Золотой век паркета в России: благодаря огромному объёму работ быстро осваивались новые технологии укладки, для изготовления паркета начали применяться новые породы древесины, общее количество которых достигало пятидесяти.
На протяжении XVIII-XIX вв. традиции производства и укладки паркета получают своё дальнейшее развитие. Во многом это связано с деятельностью целой плеяды итальянских архитекторов: Кваренги, Растрелли, Ринальди, Росси. Именно благодаря им появились в Санкт-Петербурге многочисленные здания институтов и академий, дворцов и театров, в абсолютном большинстве которых укладывался деревянный паркет. Стоит отметить, что именно в этот период паркет переходит из разряда ремесла в разряд искусства, что подчёркивалось неизменно ручным способом изготовления паркета.
На рубеже XIX-XX вв., следуя веяниям эпохи индустриализации, в России открывается значительное количество фабричных производств деревянного паркета. С каждым годом количество предприятий растёт, увеличивается количество регионов присутствия. И вот на 1914 год в нашей стране насчитывается уже 85 подобных производств.
Именно с этого момента стоит говорить о массовом внедрении паркета в сферу жилищного строительства и паркет на несколько из сферы искусства полностью возвращается в сферу ремесла десятилетий. Тому способствовала и Октябрьская революция 1917 года, по вполне понятным причинам уничтожившая спрос на дорогостоящий высокохудожественный паркет. На первое место с этого времени выходит производство простого, унифицированного штучного паркета из дуба, ясеня и клёна, который миллионами квадратных метров укладывался при домостроении на территории всего СССР. Образцы же художественного паркета можно было встретить преимущественно в музеях или в представительских государственных помещениях.
Вплоть до середины XX века специалисты по производству художественного паркета работают только в сфере реставрации уже существующих покрытий. Однако уже с 1950-х гг. интерес к дворцовому паркету снова оживает. Это связано со строительством, отделкой и вводом в эксплуатацию московских сталинских высоток.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию начала 1990-х гг. в России в полном объёме начинают возрождаться традиции производства и укладки художественного паркета. Открываются предприятия полного цикла, включающего в себя как производство, так и реализацию продукции. Наиболее крупные и надёжные из них работают и до сих пор.
После периода первичного накопления капитала появилось множество заказчиков, готовых внести в интерьер своего жилища элементы дворцового убранства, подчёркивающие социальный статус хозяина дома. С ростом благосостояния населения страны подобное элитное напольное покрытие становится всё доступнее.
На сегодняшний день великолепные образцы художественного паркета можно встретить во многих, даже небольших типовых квартирах. Стоит отметить, что спрос на стандартный штучный паркет также переживает бурный рост. Это связано не только с выросшими финансовыми возможностями населения по сравнению с началом 90-х гг., но и с кардинально изменившимся качеством производимой продукции в нашей стране. Это стало возможным благодаря повсеместному внедрению высококачественного деревообрабатывающего оборудования ведущих европейских и мировых производителей. Не стоит на месте и индустрия паркетной химии: на сегодняшний день на российском рынке представлены все крупнейшие мировые производители с широчайшим ассортиментом продукции.
Источник: dom-parketa.ru
История появления паркета
Дерево с древних времен используется для строительства, изготовления мебели и других предметов. Таким образом и паркетный пол, который изготавливается из дерева, стал «прародителем» всех напольных покрытий. Сейчас в эпоху полимеров достоинства паркета не считаются столь важными, как еще несколько веков назад (например, возобновляемость ресурса и доступность сырья).
Россия при всех ее природных запасах лесов не является родиной паркета, так как в нашей стране выпускали обычные деревянные полы. Слово «паркет» имеет французские корни. В Средневековье им называли небольшой парк, а затем это слово закрепилось за названием части зала, где принимались гости. Изначально в качестве покрытия выбирались ковры, которые затем исчезли, а слово уже закрепилось за настилом из деревянных панелей.
Художественный паркет
Традиция украшать полы появилась еще в эпоху Античности. Именно тогда дома начали украшать мозаикой из перламутра или камня. В Европе появление художественного паркета датируется 16 веком, когда комнаты или холл украшали паркетом.
Мода на художественный пол, как и другие западные новшества, в России образовалась благодаря Петру I. Во время одной из поездок он изучил технологию, скопировал все рисунки и по приезду домой нанял мастеров для воссоздания паркетных досок. Во время строительства дворцов в Санкт-Петербурге и Петергофе, паркетное дело стало активно развиваться. Художественный паркетный пол выпускался в виде отдельных планок, которые укладывались на основание из деревянных брусьев. Такой способ монтажа стал основой для укладки современного модульного паркета.
История развития паркетного пола в России
Паркет всегда считался дорогостоящим отделочным материалом, потому что весь процесс производства – от создания до монтажа, осуществлялся вручную. Из-за этого укладка паркетного покрытия в комнате мог затянуться надолго.
К концу 19 века в России существовало около десяти предприятий, которые занимались выпуском паркетного пола, несмотря на массовое внедрение машинного производства. Но к началу 20 века их количество выросло уже до сотни.
При этом, планки выпускались стандартные и без какого-либо дополнительного декора, а способов укладки было всего два: «елочкой» или «палубный», а художественный паркет был недоступен широкому кругу покупателей. Традиции производства и использования данного пола были забыты вплоть до окончания Второй Мировой войны, когда нужно было восстанавливать множество памятников архитектуры. В настоящее время паркетный пол выпускается как по классической технологии, так и с внедрением современных инноваций. Паркет – это самый первый полноценный напольный отделочный материал, который станет гармоничным дополнением роскошных монументальных интерьеров в стиле ампир, барокко, рококо, так и будет центром спокойного лаконичного дизайна, выгодно выделяясь на общем фоне.
Источник: my-step.ru