С закупкой хозяйственных и строительных материалов периодически сталкиваются компании в разных сферах. Каждому нужно приводить в порядок территорию и имущество: делать косметический, капитальный ремонт, обновлять фасад здания, менять остекление и т.п. Все приобретенные материалы принимаются к учету как запасы. И задачей бухгалтера является их отражение с использованием правильных кодов КОСГУ. Для решения этой задачи придется научиться отличать хозяйственные материалы от строительных.
Запасы: начало
Давайте разберемся, как вообще в компаниях появляются хозяйственные и стройматериалы. Имущество имеет свойство изнашиваться. Для выявления конструктивных и других дефектов объекты периодически нужно осматривать. Если есть необходимость в ремонте, благоустройстве, нужно приобрести соответствующие материалы, обосновать расходы.
Предшествует всему этому составление дефектной ведомости. Дальше комиссия по поступлению, выбытию активов фиксирует факт наличия неисправностей, которые нужно устранить. Для выделения средств на устранение дефектов материально ответственное лицо подает руководству служебную записку. В документе отражается предварительный расчет стоимости необходимых материалов.
ч 1 Примеры ведения бюджетного учета казенных учреждений
Руководство дает добро, выделяет средства. Итак, материалы закуплены, что дальше? Их необходимо оприходовать, отразить в бухучете. И тут начинается самое интересное. Перед бухгалтером стоит непростая задача.
Материалы нужно разобрать по видам согласно кодам КОСГУ.
Учитываем запасы по-новому
С 2021 года запасы учитываются согласно ФСБУ 5/2019. Этот же стандарт используется при составлении бухгалтерской отчетности. Применение документа обязательно для всех коммерческих, некоммерческих организаций (исключение – бюджетные структуры). Могут не использовать ФСБУ 5/2019 микропредприятия, имеющие право вести упрощенный учет.
Правда, эту норму они должны закрепить в учетной политике. Если, допустим, деятельность компании была приостановлена в 2020, а теперь возобновлена, нужно перейти на новые правила учета запасов. Пренебрежение нормой имеет финансовые последствия. За работу по старым правилам бухучета можно получить серьезный штраф. Как отразить в отчетности переход на ФСБУ 5/2019 в отношении запасов?
Варианта два: ретроспективный и перспективный. В первом случае в отчетах за 2021 год пересчитываются входные данные, в межотчетный период делаются корректировки, разница между данными в отчетности за прошлый год и текущий год раскрывается в учетной политике. Зачем так сложно? Чтобы получить сопоставимые показатели по запасам на конец и начало отчетного периода.
Перспективное отражение перехода в отчетности исключает пересчет показателей на начало текущего года. ФСБУ 5/2019 применяется только к тем запасам, которые приобретены после его вступления в силу.
Правильно определяем вид материалов
Переходим к практике. Классификация приобретенных запасов – дело тонкое. Очевидно, что бухгалтеру нужен помощник. Таким помощником выступает ОКПД 2. Классификатор определяет виды стройматериалов. Последние в ОКПД 2 разбиты на группы.
Как быстро списать материалы в 1С? Решение здесь!
Если в компании проводятся ремонтные работы, запланирована или уже идет реконструкция, рекомендуем сделать классификатор настольной книгой. Получая очередную бухгалтерскую первичку от отдела закупок, сверяйтесь с ОКПД 2, прежде чем отразить в учете те или иные материалы как строительные. Как быть с хозяйственными материалами?
Отметим, что законодательно перечень имущества, которое бухгалтеру следует относить к материальным запасам хозгруппы, не установлен. Соответственно, придется плясать от практики. Она предусматривает отнесение к хозяйственным материалам, инвентарю и принадлежностям электроники, мебели, инструментов для уборки, средств связи, бытовых, осветительных приборов и т.п.
Важный момент: проводки по инвентарю и хозяйственным принадлежностям определяются способом их учета при поступлении. Такие материалы могут сразу списываться в расход, включаться в состав ОС или материальных запасов. Очевидно, что новый стандарт бухучета добавил хлопот специалистам. Так или иначе, но ему приходится следовать. А значит, пора разобраться с кодами и проводками.
Определяем коды КОСГУ
Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса. Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки.
Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ: · 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом; · 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями; · 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями. Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов. Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.
Готовые ОС или стройматериалы?
Ошибки бухгалтеров с определением кодов по КОСГУ частые, но не единственные. Иногда специалисты путают готовые основные средства и стройматериалы. Как это происходит? Компания закупает материалы и узлы для монтажа сооружения. В учете отражается приобретение основного средства. Налицо неправильная классификация приобретенных материалов. Вот реальный пример.
В бухгалтерию поступает первичка, подтверждающая приобретение всего необходимого для монтажа забора. В документах выделены цены сетчатых секций, столбов, метизов и т.п. Именно эти материалы доставлены на объект. Монтаж забора осуществлен сторонним подрядчиком.
Оплата по договору бухгалтером проводится по 310 статье КОСГУ, хотя на самом деле приобретено не основное средство (готовый забор), а материалы для его сборки и установки. Как в этой ситуации правильно поступить бухгалтеру? Провести оплату по 347 подстатье КОСГУ, принять стройматериалы к учету.
В случае с закупкой материалов и оплатой строительно-монтажных работ есть еще один подводный камень. Если подрядчик устанавливает все тот же забор из своих секций, столбов и т.п., отражение в учете только поступления конструкций и материалов будет бухгалтерской ошибкой. Нельзя включать в отпускную цену стоимость монтажных работ. Последние должны отражаться в учете отдельно.
Бухучет запасов по ФСБУ 5/2019 имеет много нюансов. И переход на новые правила может даваться нелегко. Но это не означает, что можно работать по-старому и надеяться на то, что налоговая ничего не заметит. Пересматривайте учетную политику, закрепляйте в ней актуальные нормы и порядок отражения запасов в учете. Разберитесь с кодировкой КОСГУ и минимизируйте риски.
Источник: xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai
Как правильно списывать линолеум в казенном учреждении
Какие еще документы, кроме акта (ф. 0504230) необходимы для подтверждения списания в бухгалтерском учете строительных материалов на текущий ремонт помещения хозяйственным способом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непосредственно списание строительных материалов, израсходованных в целях ремонта помещения хозяйственным способом, оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), который служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия со счетов учета материальных запасов. Иных обязательных к применению унифицированных форм первичных документов, служащих основанием для списания материальных запасов, в том числе строительных материалов, с балансовых счетов действующее законодательство не предусматривает.
Еще статьи из этого раздела
- Некоммерческая организация (благотворительный фонд) безвозмездно…
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, выполнила работы строительного подряда, отразила выручку в 2016 году исходя из договорной стоимости (1 млн. руб.), предъявила подрядчику НДС. Организацией был получен аванс в размере 500 тыс. руб., но заказчик отказался принять работы, акт выполненных работ не был подписан. Затем на этапе подготовки документов в суд контрагент согласился принять работы по стоимости, меньшей первоначальной, вследствие уменьшения объемов выполненных работ (на сумму 800 тыс. руб.). Организация не стала оспаривать новую стоимость. Заказчик требует документы на сумму 800 тыс. руб. и только после этого готов оплатить остаток в 300 тыс. руб. Как следует отразить изменение стоимости выполненных работ в результате пересмотра объема работ в сторону уменьшения в бухгалтерском и налоговом учете организации?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Автошкола создана в форме частного образовательного учреждения. Частное образовательное учреждение ведет деятельность за счет средств, полученных от оказания образовательных услуг. Как автошколе следует именовать раздел III бухгалтерского баланса?
Источник: garant-vrn.ru
Особенности списания имущества в бюджетных организациях
Решение о списании имущества принимает его собственник, а не само учреждение. И очень скоро бухгалтеры-бюджетники будут оформлять документы на списание по-новому.

Принятие решения
- в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;
- по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
- ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;
- в результате кражи или недостачи.
Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).
В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).
Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.
Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).
У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).
Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.
Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.
Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).
В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.
Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.
А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.
В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.
К такому имуществу относятся:
- движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
- недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.
У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным приказом Минэкономразвития и Минфина от 10.03.2011 № 96/30н.
При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.
Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.
Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.
Отражение в учете
Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.
Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.
Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.
В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:
- Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»
- Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»
- Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»
- Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».
А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.
Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.
Электронная первичка – скоро!
А с 1 января 2024года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.
Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:
- Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);
- Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).
Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.
А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.
Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).
Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).
Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.
При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.
Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.
- бюджетный учет
- списание имущества
- федеральное имущество
- выбытие имущества
- комиссия
- основные средства
- электронные документы
- активы
Источник: www.klerk.ru