Орнаменты играют важную роль в жизни людей, начиная с самого зарождения человеческого общества. Орнаменты являются гармонизацией красоты, ковром-самолетом, который позволяет путешествовать во времени по странам, проследить историю развития, зависимость от разнообразия культур, эпох и географического местоположения.
Орнаменты развивают понятия о закономерности, симметрии, ритмике, композиции рисунка и цвета. Паркет- это один из типов орнаментов. Паркеты с древних времен привлекали к себе внимание людей, современной жизни паркеты настолько часто встречаются, что мы их не замечаем. Они на обоях, на полу, на тротуарах. Они разнообразят наш быт и радуют глаз.
Привычный тетрадный лист в клеточку – пример паркета. Паркеты окружают нас повсюду: ими мостят тротуары, украшают полы в помещениях, стены домов, используют в декоративно-прикладном искусстве. Знаменитый голландский художник Морис Эшер (1898 – 1972) посвятил паркетам несколько своих картин. Среди них «Всадники», «Ящерицы», «Летящие птицы».
Изготовление дворцового паркета
Скачать:
Источник: nsportal.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРКЕТ
Есть вещи, спрос на которые не подвержен капризам моды. Бриллианты, соболиные меха, французские вина… В этот список можно, без сомнения, добавить и художественный паркет. Сегодня, как и сто, и триста лет назад, «деревянную мозаику» выбирают люди, тонко чувствующие ауру благородного дерева, готовые платить немалые деньги за изысканную красоту и высочайшее качество.
Художественный паркет можно по праву назвать царем напольных покрытий. Обладая отличными эксплуатационными характеристиками (экологичность, износостойкость и др.), он в то же самое время превосходит все остальные напольные покрытия по красоте.
Художественный паркет – это своего рода мозаика, затейливый рисунок, элементы которого выполнены из разных пород древесины, различающихся по цвету, форме и текстуре. С помощью отдельных фрагментов, подгоняемых друг к другу с удивительной точностью, удается воспроизвести самые сложные картины, узоры и орнаменты.
Обитатель дворцов
В самом общем виде технология укладки паркета была известна людям давно. Полы из дубовых клепок «елочкой» и деревянных брусков в форме кирпича с успехом настилали мастера эпохи Средневековья.
Художественный паркет возник несколько позже. Впрочем, уже в XVI веке в европейских странах было трудно найти дворец, не украшенный наборным мозаичным паркетом. Бесспорное первенство в этом виде искусства принадлежало Франции с ее знаменитыми Версалем, Лувром и Фонтенбло (само слово «паркет» происходит от французского parquet).
В Россию художественный паркет попал во времена Петра I, а наивысшего расцвета достиг в эпоху великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Созданные в те годы дворцовые интерьеры навсегда останутся высочайшими образцами для подражания, в том числе и в паркетном искусстве.
Художественный паркет – это своего рода мозаика, затейливый рисунок, элементы которого выполнены из разных пород древесины, различающихся по цвету, форме и текстуре.
В Россию художественный паркет попал во времена Петра I, а наивысшего расцвета достиг в эпоху великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Созданные в те годы Большой дворец в Петергофе, Китайский – в Ораниенбауме, Екатерининский – в Царском Селе и другие шедевры барокко навсегда останутся высочайшими образцами для подражания, в том числе и в паркетном искусстве.
Популярные тенденции из мира паркета. Советы дизайнера.
Законы жанра
Художественный паркет – покрытие весьма традиционное, с долгой историей, а потому при его укладке обычно соблюдаются определенные «жанровые» каноны. Это относится, например, к декоративным элементам, задающим на полу ту или иную «систему координат». Существует два основных элемента, вокруг которых складываются в причудливые орнаменты, рисунки и узоры многочисленные детали – розетка и бордюр. Поговорим о них чуть подробней.
Чем мельче элементы паркета, тем в меньшей степени они подвержены влиянию перепадов температуры и влажности.
Паркетные розетки (медальоны) – это, как правило, уже готовые к укладке декоративные элементы круглой, овальной, квадратной или многоугольной формы. Они могут заключать в себе мозаичный рисунок: строгий геометрический или растительный орнамент, изображение животного, мифологический сюжет, фамильный герб или даже портрет владельца.
Паркетные розетки великолепно вписываются в интерьер богато отделанных классических помещений. Они могут располагаться в центре комнаты или выноситься в любую ее часть, становясь доминантой определенной функциональной зоны. При этом розетку обычно «привязывают» к какому-либо значимому элементу интерьера: потолочному плафону, лепным деталям и т. д.
Несмотря на известную традиционность розетки как устоявшегося элемента интерьера, ее мозаичное «наполнение» бывает самым разным. Если говорить о стилях, то это может быть классицизм (строгая симметрия и прямые линии, повторение одного и того же несложного мотива, причем декоративные элементы заимствуются из греческого или римского наследия: меандры, орды или дельфины), ар нуво или, как его еще называют, модерн (плавные, изогнутые линии, асимметричные цветочные композиции, женские фигуры в развевающихся одеждах, вписанные в круглую или овальную розетку), ар деко (подчеркнутая геометричность, перемежающиеся и решетчатые конструкции, контрастные цвета, египетские и южноамериканские мотивы), этностиль (африканская, греческая или любая иная национальная тематика, использование национальных и племенных орнаментов, культовых изображений) и др.
Современные технологии позволяют использовать для создания паркетного покрытия древесину самых разных пород.
Розетки могут располагаться в центре комнаты или выноситься в любую ее часть, становясь доминантой определенной функциональной зоны.
Еще одна «константа» высокохудожественного паркетного пола – декоративный бордюр. Традиционно бордюры для паркета располагают по периметру помещения, выделяя тем самым его «ковровую» часть, или же вдоль фасада мебели.
Кроме того, с их помощью могут очерчиваться функциональные зоны жилого пространства или фрагменты пола различной укладки. Выбор фасонов декоративных бордюров весьма велик – от самых простых линейных, набранных из двух, максимум трех, сортов древесины, до сложнейших орнаментальных, включающих в себя кривые линии, элементы плетения, цветы, различные фигуры и орнаменты.
«Породистая» мозаика
Рисунок паркета может дополнять общую стилистику помещения.
Для изготовления художественного паркета используют разные сорта древесины: привычные нам европейские породы (дуб, бук, клен, ясень и др.), а также целый ряд экзотических. К последним относятся тик, семенай, кулин, черное эбеновое дерево, фиолетовый амарант, коричнево-красный палисандр, пестрая, напоминающая мрамор или муар олива, шоколадное дерево че, мербау, чья поверхность покрыта желто-золотистыми лучами. И здесь, естественно, возникает вопрос: а как сосуществуют друг с другом разные породы древесины? Ведь несложно догадаться, что, например, дуб и дерево че при изменении температурновлажностного режима ведут себя по-разному.
На самом деле эта проблема легко разрешима. Во-первых, многие компании ориентируются на специальные «шкалы сочетаемости», где указано, какие породы в наибольшей степени соответствуют друг другу по твердости, гигроскопичности и т. д. Во-вторых, как утверждают, к примеру, специалисты компании « Паркет -Трейд», чем мельче элементы паркета, тем в меньшей степени они подвержены влиянию перепадов температуры и влажности.
Если же укладчикам все-таки приходится использовать широкую планку (более 70 мм), то на помощь им приходят клеи с органическими растворителями, не содержащие воду. Использование подобных составов позволяет значительно уменьшить влияние влаги на материал.
Кстати, как показывает практика, тропические сорта древесины (особенно мербау и тик) очень хорошо ведут себя в нашем климате. Так, по устойчивости к изменению температурно-влажностного режима эти две породы значительно превосходят дуб.
«Методология» паркета
советы «ЖС»
– Наиболее благоприятными для паркета считаются температура 18 – 23 ° С и относительная влажность воздуха 40–60%. Эти условия оптимальны и для человека, так что термометр, гидрометр и увлажнитель воздуха в доме будут не лишними.
Существуют две основные техники создания художественного паркета. Первая, «маркетри», подразумевает формирование рисунка из отдельных мозаичных элементов, приклеиваемых к базовому полу. Второй метод – интарсия – предполагает вставку, вкрапление художественных элементов в уже готовый пол, но не на всю глубину массива, а лишь на ее часть (как правило, 7 мм). Оба способа позволяют создавать великолепные образцы паркетного искусства.
Выбор той или иной методики зависит, в общем-то, от предпочтений мастеров фирмы и пожеланий заказчика. Впрочем, некоторые ограничения все же имеются. Так, при изготовлении очень сложных рисунков, состоящих из огромного количества элементов, обычно стараются применять технику маркетри.
Что касается самих наборных элементов, то их выпиливают с помощью циркульной пилы (прямолинейные детали), электрического лобзика или лазера (криволинейные фрагменты). Лазерная технология считается более прогрессивной.
Некоторые фирмы изготовляют криволинейные элементы художественного паркета на современных станках с числовым программным управлением, позволяющих получить идеально подогнанные детали.
мнение производителя
Михаил СОРОЧКИН
руководитель специальных проектов компании «Ковчег- Паркет »При большом разнообразии проектных организаций, а также изготовителей и укладчиков, работающих сегодня в мире в области художественного паркета, можно гордиться тем, что Россия, имеющая здесь почти трехсотлетние традиции, и сегодня является одним из лидеров этой отрасли. Художественный паркет, способный отразить композиции потолочной лепнины и плафонов, включить в себя и трансформировать характерные рисунки отделки стен, дверей и мебельной резьбы, послужит средством обеспечения единства стиля оформления интерьера. Достаточно широкий выбор сочетающихся пород разных цветов и фактур позволяет находить необходимые колористические решения. Такие виды художественных элементов, как розетки, бордюры, паркетные модули и паркет с фигурными вставками, дополняют палитру дизайнера и декоратора. Тем, кто ищет красоту и стиль, художественный паркет дает возможность создавать маленькие шедевры за приемлемую цену.
мнение покупателя
Вадим ФОМИШИН
системный администраторВсегда мечтал иметь у себя дома художественный паркет. Но, честно говоря, позвонить в одну из фирм, занимающихся его продажей и уклад кой, долгое время духу не хватало. Все мне говорили: «Это так дорого!» И вот три месяца назад я набрал-таки заветный номер и был, к слову сказать, приятно удивлен. Оказалось, в каталогах есть весьма демократичные варианты.
Я заказал самый простой рисунок, даже не рисунок, а мозаику в виде конвертиков – из двух пород. Обошлось мне это удовольствие сравнительно недорого – $15 за кв. м. А шедевры на полу мне и не нужны, ведь для очень дорогого и изысканного паркета и мебель нужна соответствующая.
От «А» до «Я»
Создание художественного паркета требует времени и усилий. На первом этапе происходит встреча заказчика с дизайнером фирмы, который предлагает клиенту ознакомиться с существующими вариантами паркетного рисунка или обсудить параметры эксклюзивного варианта. После утверждения эскиза прорабатываются все детали. Эскиз может быть выполнен в черно-белом или цветном варианте.
Во втором случае специалист подбирает сорта дерева под цвет эскиза. После выполнения проекта на бумаге заказчику предоставляют расчет стоимости паркета и, если цена его устраивает, приступают к следующему этапу работы – созданию чертежей (выкройки) всех деталей в натуральную величину. Лишь после этого можно начать работать непосредственно над паркетом (о технологии изготовления планок см. выше).
С помощью паркетного рисунка очерчиваются функциональные зоны жилого пространства.
Монтируется художественный паркет примерно так же, как обычный штучный. Разница в том, что элементы художественного паркета никогда не скрепляются по принципу паз-гребень – исключительно посредством клеящих составов. Основание (бетонная стяжка) должно быть тщательно выровнено – обычно используют самовыравнивающиеся смеси.
Потом на базовый пол наносят грунт, клей и укладывают фанеру, предварительно разрезая ее на квадраты, скажем, 75х75 см. Фанеру шлифуют и покрывают грунтом. Далее – еще один слой клея и, наконец, укладываются детали паркета.
Как правило, между созданием эскиза будущего паркетного «панно» и воплощением замыслов в жизнь проходит от трех недель до двух месяцев. Все зависит от опыта конкретной фирмы, наличия на складе плашек требуемых пород древесины, степени «эксклюзивности» заказа (например, клиент может пожелать, чтобы мастера использовали редкий сорт древесины, который придется искать за тридевять земель) и т. д.
Собранный паркет требуется тщательно отшлифовать. Шлифовка паркета осуществляется в несколько этапов, для каждого из них существуют специальные машины. Впрочем, начинать внешнюю отделку паркета (шлифовку, лакировку и т. п.) рекомендуется не ранее чем через 5–7 дней после укладки. Дело в том, что клей высыхает довольно долго. При этом содержащийся в нем растворитель способен вызвать некоторую деформацию, да и толщина клеевого слоя может измениться.
По завершении работ паз между паркетным полотном и стенами заливается герметиком. Поверхность готового пола должна быть безукоризненно ровной и гладкой, не допускаются даже самые незначительные волны, ступеньки и трещины, паркет должен плотно прилегать к основанию, не прогибаться при нажиме и, конечно же, не скрипеть.
Классический узор паркета на полу стилистически и пространственно объединен с потолочной лепниной.
Для поддержания чистоты вполне достаточно щадящей влажной уборки и пылесоса с мягкой насадкой.
Заметим, что после монтажа художественный паркет, уложенный на пол, требует не больше забот, чем его обычный «собрат». И тому, и другому вполне достаточно щадящей влажной уборки и пылесоса с мягкой насадкой. Если же паркет покрыт масляновосковым составом, последний необходимо регулярно, раз в 3–4 месяца, обновлять.
Стоимость художественного паркета колеблется в широких пределах: от 300 руб. до нескольких тысяч долларов за квадратный метр в зависимости от сложности рисунка, количества и качества используемой древесины и т.д. При этом само понятие «квадратный метр» оказывается не вполне корректным по отношению к художественному паркету (если речь идет, например, о круглых или овальных розетках, бордюрах и т. п.). Так что расчет стоимости в каждом конкретном случае весьма индивидуален.
Источник: stroit.ru
Что такое паркет в орнаментах
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Украшения из бисера, Chocolate Art
Паркет глазами Эшера.
- 19 фев, 2017 в 20:05
Из всех работ Эшера лучше всего известны его орнаменты (или мозаики, или тесселяция), то есть периодическое заполнение плоскости одинаковыми фигурами без их пересечений и щелей между ними. Разбивая плоскость на хитроумные комбинации контуров птиц, рыб, пресмыкающихся, млекопитающих и человеческих фигур, Эшер умело включает свои орнаменты в необычайные, подчас озадачивающие неожиданными решениями композиции.
Увлечение этим необычным делом началось для него с посещения в 1922 году мавританского дворца Альгамбры, в Гранаде, Испания, где он был очарован великолепными мозаиками, сделанными мастерами-маврами в четырнадцатом веке. Посетив дворец еще раз в 1936 году, Эшер испытал творческий толчок, который определил его увлечение на всю оставшуюся жизнь.
Впоследствии он сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:
«В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически. Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».
Судя по словам очевидцев, рисовать все новые и новые варианты разбиения плоскости на повторяющиеся элементы стало для художника настоящей манией. Достаточно сказать, что во время Второй Мировой войны, в окупированой Голландии, Эшер не рисовал почти ничего, кроме мозаик. В 1958 году художник опубликовал книгу «Регулярное разбиение плоскости», где свел вместе свои опыты такого рода.
Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности в мозаиках иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник.
Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.
Орнаменты на стенах Альгамбры свидетельствуют о том, сколь искусны были испанские мавры в изобретении узоров, состоящих из периодических повторений конгруэнтных фигур. Но мусульманская религия запрещала мавританским мастерам использовать в орнаментах изображения живых существ: человека, животных, рыб и птиц, потому мусульманские орнаменты составлены из абстрактных геометрических фигур. Эшера очень занимала задача составления орнаментов, использующих в качестве повторяющихся элементов реальные изображения.
«Всадники» — это образец искусства регулярного разбиения плоскости, в котором Эшер преуспел, как никакой другой современный художник.
Из теории известно, что мозаики из одинаковых элементов могут быть созданы с использованием всего трех операций над элементами: переноса, поворота и отражения. Всего существует не много не мало, а семнадцать их вариантов (групп симметрий). Вот они все:
.
Например, «Всадники» здесь — это вариант O1gg — зеркальный перенос.
Эшер узнал обо всем этом, прочитав в 1937 году работу профессора Полии, посвященную кристаллографии (рисунок оттуда), в которой он неожиданно для себя нашел новый источник вдохновения. Вооруженный теорией, художник за всю свою жизнь сделал 137 гравюр с мозаиками, а также бесчисленное количество рисунков, из которых мавританские всадники, скачущие настречу друг другу, стали, пожалуй, наиболее популярными.
Эшер лишь немного не дожил до утверждения теории псевдокристаллов и «непериодических» кристаллов – можно только догадываться, на какие работы подвигли бы его эти теории…
«Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением, — сказал как-то раз Эшер — Они словно сами избирают, в каком виде им появиться. Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства”.
О том, сколь многими способами фантастические орнаменты Эшера иллюстрируют различные аспекты симметрии, теории групп и кристаллографических законов, можно было бы написать целую книгу. Такая книга действительно была написана Каролиной Макгиллэври из Амстердамского университета. Называлась она «Симметрийные аспекты периодических рисунков M. К. Эшера” и была издана Международным союзом кристаллографов. В ней собраны репродукции 41 орнамента Эшера (многие из них—цветные).
«Среди окружающего нас нередко хаотического мира, — писал Эшер, — они служат непревзойденным по своей выразительности символом извечного стремления человека к гармонии и порядку. В то же время их совершенство вызывает у нас ощущение собственной беспомощности. Правильные многогранники совершенно лишены человеческого элемента. Их нельзя считать изобретениями человеческого разума, ибо они существовали в земной коре в виде кристаллов задолго до того, как на сцене появилось человечество. Что же касается сферических форм, то разве сама Вселенная не состоит из сфер?”
В XXI веке популярность художника необычно возросла. Его литографии, гравюры на дереве можно увидеть в кабинетах математиков и других ученых во всех уголках мира. С середины прошлого века без его гравюр не обходится ни одна «иллюстрированная» книга по математике, физике, топологии, не говоря уж о популярных изданиях!
На сайтах в сети Internet мы увидели чашки, галстуки, часы и красивые ткани, украшенные паркетами Эшера. Последний «писк» моды футболки с рисунками орнаментов Эшера. Фигурные элементы мощения – брусчатые камни.
Попробуем разобраться, как Эшер создавал свои паркеты. Например, в основе паркета «Ящерицы» — правильный шестиугольник. Если внутри вырезается некоторый «кусочек» плоскости, то такой же надо добавить снаружи.
Некоторые «базовые» фигуры Эшера:
На рисунках 1-4 приведены фрагменты некоторых картин художника.
Рисунок 1. Фрагмент картины «Птицы».
Рисунок 2. Фрагмент картины «Рыбы».
Рисунок 3. Фрагмент картины «Две птицы» (1 вариант).
Рисунок 4. Фрагмент картины «Две птицы» (2 вариант).
Синим цветом выделены варианты геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, параллелепипед), которые возможно послужили художнику основой для создания образов животных. Разноцветными стрелками отмечены те участки геометрической фигуры, которые нуждаются в параллельном переносе.
Источник: aazz-z.livejournal.com