«Центром любого бала в 19веке была мазурка.Этот аристократический танец считался наиболее утончённым.В своих истоках она была,кто бы мог поверить и уразуметь,танцем кавалеристов польской провинции Мазурии.Лихие рубаки-мазуры внесли в него подскоки,припрыжки,во время которых неистово звенели шпоры и притопывания.Однако,как и полонез,в замках знати в бальных дворцовых залах мазурка тоже остепенилась,пригладилась,из неё убрали всё шумное и резкое.Помните,с какой элегантной иронией отметил и обрисовал это различие наш великий А.С.Пушкин в бессмертном«Евгении Онегине»?
«Мазурка раздалась!Бывало,Когда гремел мазурки гром,В огромной зале всё дрожало,Паркет трещал под каблуком,Тряслися,дребезжали рамы;Теперь не то:и мы,как дамы,Скользим по лаковым доскам.Но в городах,по деревнямЕщё мазурка сохранилаПервоначальные красы:Припрыжки,каблуки,усыВсё те же:их не изменилаЛихая мода,наш тиран,Недуг новейших россиян».
Причудлив путь танцев:трудной бывает подчас их судьба.То,что составляет красу и гордость танцевального искусства,при рождении порой подвергалось преследованию.Кто бы мог сейчас подумать,что столь любимый многими поколениями красавец-вальс когда-то считался танцем весьма непристойным и исполнение его запрещалось.
Мы все учились понемногу (отрывок из романа «Евгений Онегин»), Пушкин А.С.
Ещё более удивительна судьба танго.
Около десятка стран претендуют на то, чтобы называться родиной танго: Бразилия,Мексика,Боливия,Парагвай,Куба,Испания– все считают танго своим национальным танцем. Большая советская энциклопедия определяет танго какстаринный испанский танец;британская энциклопедия считает,что танго обязан своим происхождением африканским неграм;испанская энциклопедия утверждает,что слово«танго»имеет два значения(1-праздник негров в Африке и 2- аргентинский танец,происхождение которого неясно, но который весьма похож на андалузские танцы).Так же,как поначалу вальс,танго своим появлением крайне шокировало респектабельную публику. «Русская музыкальная газета»писала в 1914году (время, когда танго появилось в России): «Высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием,предостерегающим верующих против танго и других новейших танцев».Министр народного просвещения России разослал тогда же циркуляр по всем учебным округам,в котором учащимся строжайшим образом запрещалось изучать танец танго,посещать те танцзалы,где он преподаётся ввиду явно непристойного характера этого танца.Если у вальса было много предков,то у танго только оно само,но с какой родословной!Французы утверждали, что в 15 веке у испанских мавров появился парный танец,ритм и характер которого весьма контрастировали с привычными народными плясками.
Когда в 15веке мавры были окончательно вытеснены из Испании,этот танец стал своего рода танцем прощания с Родиной.
В 16веке испанцы открыли южно-американский континент.На просторах Нового Света смешались воедино языки,обычаи,обряды,песни и танцы, множество народов,и на земле Аргентины(да, поначалу именно здесь)расцвёл танец испанских мавров.Он стал любимым танцем,никогда не расстающихся с гитарой обитателей Ла-Платы –рыбаков,ковбоев,пастухов-гаучо.В нём слились воедино мелодичная песня,темпераментное движение, ритмичный цокот лошадиных копыт,призыв бандол, сам воздух и ветер бескрайних пампасов.На Кубе этот танец породнился с хабанерой,после чего покорил всю Южную Америку.Долгое время танго оставалось танцем моряков,рыбаков,но главным образом и прежде всего это был танец аргентинских пастухов-гаучо.Во многом из-за этого танго стали называть танцем с остановкой.Помните специфические, свойственные только ему внезапные,мгновенные остановки с резким поворотом головы,предающие танцу совершенно неповторимый колорит.Пышные, тяжёлые юбки женщин,длинные плащи и внушительные шпоры на высоких сапогах мужчин были мало удобной одеждой для танцев.Это и послужило причиной появления ряда своеобразных движений,ставших в дальнейшем весьма характерными для танго».
Мазурка в 5 па
Музыковед Анна Петрова.
Похожие песни
(бесконечная прокрутка)
Ричард Клайдерман — Танго осени
- слушать
- (скачать)
Источник: zvyki.com
Ах, БАЛ! — Творение людское.
Первый бал. Я прекрасно помню эти удивительные моменты. Ибо наша память стремится хранить только самое светлое и чистое, оберегая нас от дурного, грязного. Потому что, живя, занимаясь любимым делом, танцуя свою жизнь, мы получаем огромное удовольствие в этом постоянном движении, и до боли стремимся к счастью.
Вся наша жизнь наполнена этими удивительными моментами, когда перехватывает дух, а чувство радости и восторга, а иногда горести и разочарования, неожиданно возникая и также, неожиданно уходя, волнуют нашу душу. Нам, как воздух, нужны эти моменты. Мы ими живем, ловим их и стараемся удержать как можно дольше при себе, затем в памяти, в мемуарах.
И вот настал тот день, когда я был приглашён на губернский светский бал в пансионат на берегу Волги в последний день масленицы. Хозяин бала — отставной генерал с лампасами, в форме старого образца. Хозяйка — дама вся в украшениях, с большим бюстом, в пышном дорогом платье. Весь её облик напоминал портрет императрицы Елизаветы. Пожилая чета встречала всех приглашенных очень хлебосольно и весьма доброжелательно.
Ах, бал — творение людское. Блеск эполет, улыбки дам. И речи сладостной рекою слышны всё громче тут и там.
В зале иллюминация пылала так, что засветился и побелел бы даже «Чёрный квадрат» Малевича. Дамы блистали в белых платьях, поскольку торжество имело название «Белая роза». Большой прекрасный зал с огромным балконом, на котором играл губернский оркестр. Бравый танцмейстер грациозно подавал команды в ослепительном зале всем танцующим на паркете, объявляя очередной танец. Бал напоминал кипящий муравейник в радужных красках цветного и чёрно-белого кино.
Я был влюблён, и всё мне казалось преувеличенно прекрасным.
В буфете было море шампанского, но я почти не пил, так как был и так пьян от любви, чего не скажешь о моём конкуренте. Михаил чрезмерно увлекался крепкими напитками, чувствуя своё пошатнувшееся положение. Вика – объект нашего обожания, была облачена в легкое белое платье с кружевами. Пышный кринолин, напоминал пирожное, подчеркивал её тонкую талию. Я любовался ею весь бальный вечер.
Она как будто проживала каждый раз в танце ещё одну историю любви.
Что я мог вспомнить из истории балов? Первый бал Наташи Ростовой — фрагмент из кинофильма «Война и мир». Это начало XIX века, почти 200 лет назад. Пётр Первый привёз когда-то из Европы балы, тогда они назывались Ассамблеями. Они заменили мужские пиры.
После чего можно было дамам посещать эти светские встречи. Особенно это было актуально для молодого поколения той эпохи, когда приглашение на бал было весьма значимое событие.
Сегодня, услышав слово «бал», человек представляет что- то приятное, праздничное, в бальных нарядах. Любой романтик легко влюбился бы в само ощущение танцевальной карнавальности бала, витавшее в воздухе зала как запах попкорна или кофе, и увлекся бы танцами, чтобы оказаться хоть разок на современной ассамблее, среди пёстрой ритмичной толпы. Но вернемся к нашему балу.
На губернском балу Вика сама выбирала кавалеров для танца. Раньше всё это расписывалось заранее в дамской книжечке карнэ. Поэтому мне доводилось танцевать с ней только некоторые танцы. Я с удовольствием вальсировал на блестящем паркете гавот, венгерский бальный, лендлер, а также кадриль, польку, лансье. Даже когда Вика танцевала с другими, я всё равно видел ее из любого конца зала и не мог отвести взгляд от сияющих её глаз.
В оркестре был слепой музыкант. Все его называли Штраус. Он играл на многих музыкальных инструментах, вальс исполнял по-королевски. Когда я спросил его, как он представляет танцующий зал, то он, прищурившись, ответил так – кружение пингвинов среди лавины бурлящего снега. Я тоже прищурил пальцами глаза и увидел бесчисленные белые живые пятна и черные плечи фрачников.
И вся эта звёздно-облачная весёлая масса кружилась в ритме музыки, словно танцующая Арктика среди снегов России.
Но вначале бала первым танцем был полонез — один из самых длительных танцев, — «ходячий разговорчик». Он мог продолжаться до 30 минут. В полонезе участвовали все присутствующие гости бала. Они разбивались на пары и колонной двигались в такт, делая глиссе, приседание, правой ногой. Этим танцем торжественно открывали бал.
Генерал громко объявлял «Руку дамам, господа, и следуйте за мной». Все пары неспешно повторяли и вырисовывали четкие геометрические фигуры, которые совершали первые пары в лице хозяина, хозяйки и самых почетных гостей. Все двигались колонной в променаде, затем следовали фигуры «Фонтан», «Траверсе», «Веер», «Мулине», их было так много, что всех не перечесть.
После польского танца всегда следовал венский вальс. Он пришёл на смену другому фавориту 18-го века — менуэту. Стремительный, романтический, а в чем-то даже интимный. Кавалеры кружили дам по залу, приобняв их за тонкие талии. Славянские пары всегда славились своим особенным воздушным исполнением вальса, они плыли невесомо, как голубой Дунай.
У меня вальсы ассоциируются, как воспоминания белых этапов жизни, ибо в кружении пар наше сознание выхватывает из памяти самые светлые моменты, которые несут глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, светлой надежды, радости, а порой и грусти. Я считал, что для меня на свете лучше вальса танца нет!
Во время танцев, я это заметил, все без исключения любовались Викой. В середине праздника наступил кульминационный главный танец – мазурка, перед тем как всем отправиться на фуршет.
— Мазурка! — объявил маэстро. — Кавале, ангаже мадам!
Сначала выбирали королеву бала. Выбор пал на Вику. Ей предстояло станцевать мазурку с хозяином бала. Зазвучала музыка и все пары буквально «поскакали» в этом быстром танце кавалеристов. Несмотря на возраст, отставной офицер, побрякивая медалями, старательно сделал полный круг мазурки.
Вика грациозно двигалась, подстраивала свои маленькие шажки под могучую поступь командора, легко скользя по паркету. По окончании тура танца, под аплодисменты, генерал подвел Вику ко мне, и мы продолжили фигуры Па – Галя и Па – Курю, а далее закружились, изображая раненного хромого гусара и, проявляя чудеса эквилибристики. Пушкин так описывал этот кульминационный порыв:
«Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…»
— Какой чудесный танец, — воскликнула Вика. – После такого музыкального вихря можно и проветриться.
— Будет вам, моя королева, освежительные напитки, — ведя даму в буфет, пообещал я. – Пожалуй, можно себе позволить фужер шампанского!?
— О, нет-нет, только не спиртное, — поспешила отказаться Вика. Я знал, что она крайне резко относится к спиртным напиткам, оттого, что они стали причиной распавшегося первого её брака.
После мазурки все ринулись на фуршет. Здесь мы у стойки застали Михаила. Впрочем, уже до конца вечера он отсюда не выходил, пребывал под шафе. В буфете стоял запах кофе, куличей, ванили.
После перерыва вновь оркестр Штрауса играл вальс — Большой фигурный, вальс бостон, ритмический, лирический… Все не перечесть.
«Таинственный, как дивный сон,
Врачует душу вальс Бостон.
Воздушных замков миражи,
И жизнь как вальс, и вальс как жи…»
Я видел лишь совсем рядом, напротив лицо любимой женщины и не выпускал её рук. Лишь веер иногда оказывался между нами. Перед кадрилью я всё же освободился от последней маленькой преграды и с русской удалью и задором размашисто от пояса покуражился перед своей красавицей, за что был поощрен поцелуем, в щёчку.
Светлая ночь теплилась за витражными окнами. Запах волжских ледяных торосов и сырость от талой воды проникали в комнату вместе с голосами озорных ряженных, пытавшихся сжечь чучело зимы.
Была очередная сильная оттепель. А упорная, неодолимая зима все длилась и длилась. Мы набросили пуховики и вышли на улицу подышать свежим воздухом, перемешанным с энергией Волги. Высокий сугроб снега осел, сделался ноздреватым, отчего неудобно было лепить снежную бабу, но перебрасываясь снежком, мы её всё же слепили. Вика надела на неё платочек и вставила веер.
Было весело от всего, куда прикасались наши руки. Когда оторвались от снега, я взял холодные ладошки Вики и стал их греть в своих, согревая тёплым воздухом рта, касаясь губами. Затем набросил на неё полу своего ватника и, так в обнимку, мы вернулись в зал, где уже тише играла музыка и гасли свечи.
Уже ночью, когда все спали, я тихо вышел на застеклённый балкон. Светила полная Луна – виновница всех бессонных и влюбленных. Сладко пахла столетняя липа возле отеля, бросая длинную лунную тень прямо на подталый снег и чистый лист белой бумаги. По весеннему тянуло оттуда, от воды свежестью и рифмами. Руки быстро записывали строки первого вальса, такого хрупкого и неумелого – просто хрустального вальса…
«Может быть, когда-нибудь,
Мы вспомним встреч очарование,
Тот первый вальс, и первый бал,
И наше первое свидание.
Бал я увидел там.
И вихрь страстей, и прелесть дам.
В кругу гостей
Наши глаза горят огнем.
Здесь всё мне вновь волнует кровь,
Перемешались Миг и Вечность.
Я, обретенную любовь,
Несу с собою в Бесконечность.
Но как мне быть, вот так,
Как ты кружить, среди свечей,
Чтоб не разбить, а сохранить,
Накал страстей.
Буду стремиться,
Чтоб научиться,
Вместе с тобою кружить.
Как это чудно,
Просто прекрасно,
С танцем навеки дружить.
Вот тебе моя рука,
Ищу в глазах я понимание.
Я не хочу тебя терять,
О, как видны мои старания.
И мне казалось, что
Кружиться можно так всегда,
Но смолкла музыка.
И лишь, горит свеча.
Может к нам, придет весна,
Оценишь все мои старания.
И на любовь мою в ответ
Объединит нас вальс – признание.
Мы будем в белом плыть
Среди свечей, среди гостей.
И этот вальс зажжёт у нас
Весну страстей».
Этот рассказ есть отрывок из моей будущей повести «Жизнь по правилам и без. »
*Использовались стихи А.С.Пушкина, Германа Белякова и мои.
Источник: proza.ru
Литературный серпантин: всё о мазурке
Есть такие люди, которые совершенно не любят развлечений? Вот и Пушкин их любил. Во времена поэта главными развлечениями считались балы: это было место и для общения, и для игры, и для знакомств, и для танцев. Что бы там ни говорили критики о болдинской осени и плодотворном влиянии одиночества в Михайловском на творчество поэта, всё это далеко от истины. Пушкин очень любил светский образ жизни, любил бывать на балах, об этом он восторженно писал:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Среди бальных танцев мазурка считалась наиболее важным приглашением на балу, самым подходящим танцем «для признаний». Каким-то загадочным образом мазурка располагала к лирическому разговору.
Обычно на балу во время исполнения этого таинственного танца и происходило то самое главное, с чем были связаны мечты и надежды пришедших сюда… Давайте вместе со мной распустим «литературный серпантин» мазурки и попытаемся разгадать тайну этого танца.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Почему Пушкин выделил именно мазурку, ведь по этикету во время бала исполнялось множество бальных танцев: полонез, кадриль, вальс, полька, котильон?
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята.
Опять мазурка! Начиная с 19 века, бал открывался полонезом. Вторым танцем на балу была кадриль. После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Главным танцем бала считалась мазурка, которую исполняли чрезвычайно элегантно. Во времена Пушкина именно в мазурке проявлялось мастерство бального танцора.
Время мазурки означало самый разгар бала. «Шик мазурки состоял в том, что кавалер даму брал себе на грудь, тут же как бы ударяя себя «в центр тяжести», — так рассказывала одна известная дама, современница Пушкина.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Лев Толстой в «Анне Карениной» и «Войне и мире» тоже уделил много внимания мазурке.
«Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует».
Вронский в тот вечер не пригласил Кити на мазурку… (22 – 24 глава «Анна Каренина»).
Лермонтов в «Герое нашего времени» тоже не оставил без внимания мазурку: «Я ушел один и, встретив княжну Мери, позвал ее на мазурку. Она казалась удивлена и обрадована.
– Я думала, что вы танцуете только по необходимости, как прошлый раз, – сказала она, очень мило улыбаясь…
***
– Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…
– А ты звал ее на мазурку?
– Нет еще…
– Смотри, чтоб тебя не предупредили…
– В самом деле? – сказал он, ударив себя по лбу.
– Прощай… пойду дожидаться ее у подъезда.
Он схватил фуражку и побежал
***
По этикету, во время мазурки должен происходить лёгкий разговор, милые шутки невинные наполнять непринуждённую беседу, нежные признания в привязанности… Ничего серьёзного быть не должно, но тем не менее… Мазурка считалась особым танцем, на него кавалеры заранее приглашали дам, даже за несколько дней до бала… Каждая дама знала, с кем она танцует мазурку. Вот почему Кити приняла за оскорбление поступок Вронского: он не пригласил её на мазурку. Это означало разрыв отношений, предательство.
Да, трудно нынешней молодёжи понимать классиков!) Можно поворчать на молодёжь?)
Так вот, мазурка считалась главным танцем на балу ещё потому, что после него следовал перерыв, и кавалер вёл даму к столу на ужин, где уже мог продолжать беспрепятственно свои ухаживания.
Бедная Кити! Она отказала пятерым – Вронский не пригласил — и ей не с кем было идти на ужин! Какой позор, какой ужас! Но мы о танцах…Проникаетесь всё больше сочувствием? Помню фразу из «Анны Карениной»: «Домой, в Россиию, Кити вернулась излечённая».
Кого-нибудь из вас возили за границу для лечения от мужского предательства? Мы как-то так, сами по себе, выживали и излечивались.
После ужина завершал бал котильон. Котильон – это танец-игра, непринуждённый и шаловливый. Длился котильон бесконечно долго, придумывались различные шутки, развлечения.
Краткая история мазурки:
Мазурка появилась в Петербурге в 1810 году, перекочевав к нам из Парижа. Она сразу вошла в большую моду. Этот танец особенно любил император Николай. Для исполнения этого танца в России он пригласил из Варшавы нескольких лучших танцоров, среди которых был и Ф.И. Кшесинский, это тот самый знаменитый танцор, дочь которого стала великой русской балериной. «Отец научил меня мазурке, и она стала неотъемлемой частью меня самой», — вспоминала впоследствии М.Ф.Кшесинская.
На одном из вечеров у Карамзиных А.С. Пушкин пригласил на мазурку А.О. Смирнову-Россет. Во время танца между ними состоялся весьма серьезный и далеко не пустой бальный разговор
Именно к мазурке приезжает на бал, который давал петербургский генерал-губернатор 26 декабря 1834 года, М.Ю. Лермонтов, чтобы окончательно объясниться в своих чувствах Е.А. Сушковой. Для жениха Екатерины Александровны ее согласие на танец с Лермонтовым означало разрыв их отношений. «Я возвратилась домой совершенно перерожденная, — вспоминала Е.А.
Сушкова. — Наконец-то я любила; мало того, я нашла идола, перед которым не стыдно было преклоняться, перед целым светом, я могла гордиться своей любовью, а еще более его любовью; мне казалось, что я достигла цели всей своей жизни».
Достоевский любил мазурку. Анна Григорьевна, жена писателя, вспоминала: «Муж мой особенно любил мазурку и, надо отдать справедливость, танцевал ее ухарски, с воодушевлением, как «завзятый поляк», и он был очень доволен, когда я раз высказала такое мое мнение».
На одном из танцевальных вечеров летом 1881 года, во время последнего приезда на родину, И.С. Тургенев просил Я.И. Полонского, гостившего в Спасском, сыграть мазурку. «Играй! — кричал мне Тургенев, — как хочешь, как знаешь, валяй! Мазурку валяй!»
Славянская удаль в сочетании с рыцарским благородством сделала мазурку любимым танцем российских императоров и боевых генералов, литераторов и театральных актеров. В начале XX века из старых, так называемых легких танцев в репертуаре танцоров сохранились мазурка и вальс.
Источник: www.madamam.ru