.« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о причастии;
совершенствование умения находить причастие, определять грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии;
определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот.
совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.
Оборудование урока: записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека.
1.Слово учителя.
Сегодня мы подведём итоги тому, что успели сделать за первую четверть по теме «Причастие», а задачи урока лежат у вас на столах.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.
Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022
Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный». Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.)
-Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.
(1группа доказывает причастность к прилагательному; 2 группа доказывает причастность к глаголу, а 3 группа из ответов двух групп составляет план-конспект, т. е. показывает умение выбрать главное из выше сказанного и даёт общий ответ, почему назвали причастием? Огласите свой ответ.
Подводя итог выше сказанному, мы можем отметить, что рекламный заголовок может служить резюме к нашей беседе о причастии, т. е. «слова, заключающие в себе имени и глагола силу». А в качестве итога работы над понятием «причастие» обратимся к группе предложений, которые лежат у вас на столах. (Ребята знакомятся со всеми предложениями, а отвечают и доказывают по 1-ому предложению, чья группа готова, подаёт сигнал (сигналом может служить любой предмет, издающий звуки ).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы доказали, что совмещение в одном слове признаков двух частей речи делают эти слова богатыми содержательно, а потому и более экономичными, т.е. слова, заключающие в себе имени и глагола силу.
КАК ОТЛИЧИТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ? [IrishU]
Наверное, вы обратили внимание, что наш урок проводится в форме работы в группах. В каждой группе есть свой консультант, он получит ромашки с номерами, а вы, ребята, вытяните свой номер и под этим номером будете выполнять все задания теоретической и практической части.
2.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из команды вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос под номером, и все, кто имеет данный номер, записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры.
ЗАДАЧА: обдумать вопрос, составить план ответа, привести примеры и после этого подходить к собеседнику, т.е. к любому из присутствующих гостей, и отвечать на вопрос, необходимо взять с собой лист учёта знаний для оценки. (Те, кому не достались собеседники, записываете ответ на лист, приводите примеры и отвечаете консультанту или выходите на контроль к учителю.)
Вопросы для зачёта теоретических знаний были даны заранее.
1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.
2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?
3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?
4. Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
6. Что общего и чем различаются полные и краткие причастия? Приведите примеры.
7. Расскажите о правописании НЕ с причастиями? Приведите примеры.
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
После того, как мы повторили теоретический материал, проведём интеллектуальную разминку. (Для консультантов будет дано задание повышенной трудности).
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ.
1. В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:
Блестящий паркет — блестящий ум.
(паркет, который блестит (от глагола). (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
Причастие или прилагательное, докажите.
1. Память у него была блестящая.
2. Подходящие к перрону поезда.
Остальные участники групп работают вместе с учителем.
ЗАДАНИЕ № 1. Замените без запинки одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно.
Добросовестно выполненная работа.
(Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)
Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).
1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).
3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
4. Доклад, который подготовил ученик. (доклад, подготовленный учеником.)
ЗАДАНИЕ №2. От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)
Карточка № 1. Карточка №2. Карточка № 3 Карточка № 4. Карточка № 5.
Изображает. Достигает. Вдохновляет. Побеждает. Прославляет.
ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТОВ. (Проверяются карточки с заданиями.)
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Условие работы: Консультант получает конверты с практической частью и раздает участникам групп карточку, соответствующую номеру участника.
Проверять практическую часть и оценивать работу ученика можно с любым из присутствующих гостей, а также с консультантом или учителем.
КАРТОЧКА № 1.
Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время. Найдите имена прилагательные, обозначьте их окончания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных и причастий.
1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численное множество.
2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.
3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега. ( А. Гайдар).
КАРТОЧКА № 2.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.
( Из журнала « Юный натуралист».)
КАРТОЧКА № 3.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.
1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.
2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.
3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.
КАРТОЧКА № 4.
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.
Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.
КАРТОЧКА № 5.
Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.
В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.
Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.
КАРТОЧКА № 6.
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.
Образец: думающий-думать (1спряж.)
Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся, разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.
КАРТОЧКА № 7.
Задание: Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые.
1. Ещё (не)тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
2. (Не)засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Пословица).
3. Подросток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.
4. Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый. (Пословица)
5. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.
5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. Давайте вспомним, что нам эта работа уже знакома. Не так давно мы писали сочинение, описывая внешность человека.
И потому я предлагаю написать каждому в группе сочинение – миниатюру в качестве подарка нашим гостям, где вы попытаетесь описать любого из присутствующих. Листочки для работы вы должны были подготовить, придать им своеобразную форму, оформить эстетически.
Задание: Используйте в речи причастия, правильно их употребив.
А пробуждению творческого вдохновения вам помогут музыка и картины. Ребята пишут сочинение, проверяют и дарят тому учителю, о котором писали.
6. ИТОГ УРОКА.
Чему научил нас урок на тему «Причастие»?
Похожие:
Конспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение. Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях |
Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» |
||
Учебник для 3 класса Цель урока: обучение диалогическому высказыванию;. Цель урока: обучение диалогическому высказыванию; обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Животные», «Числительные» |
Урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения |
||
Урок-игра «Счастливый случай» Цели урока Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний. |
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ. |
||
Урока. Обобщение и систематизация знаний . |
Урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000» Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых |
||
Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» |
Урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание. Тема урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» |
||
Урока : урок-спектакль Учитель Цель урока: обобщение и систематизация знаний уч-ся об устройстве компьютера, формирование навыков работы с компьютером, воспитание. |
Урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Координатная плоскость» Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал |
||
Спортивная борьба Содержание Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия) |
Урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» «Русский язык» для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской |
||
Правописание причастий и использование их в речи Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы |
Гбс (к) оу №131 Красносельского района Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о предлоге как слове, его роли в предложении |
Источник: 100-bal.ru
Блестящий какая часть речи
Слово блестящий может быть причастием, если образовано от слова БЛЕСТЕТЬ. В таком случае блестящий является причастием мужского рода единственного числа в винительном падеже, несовершенного вида, действительного залога.
Предложения со словом блестящий
Блестящий Уильям (должно быть, этим прозвищем он был обязан своим прилизанным волосам и лоснящейся физиономии) вложил вожжи в левую руку мистера Пиквика, а старший конюх сунул ему хлыст в правую руку.
Посмертные записки Пиквикского клуба — Чарльз Диккенс
Пользуясь клюшкой как балансиром, он окунул ее блестящий конец в жижу и выругался.
Мир глазами Гарпа — John Irving
Было что-то непристойное в том, как веко цвета воска и легкое как лепесток многозначительно прикрыло блестящий глаз и поднялось вверх ровным, механическим движением.
Замок Горменгаст — Мервин Пик
— А йа получайт сто и восемьдесят доллар для новый двухдемонный иконограф «Акина ТР-10» с телескопический сиденье и большой блестящий рычаг?
Правда — Терри Пратчетт
СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА УМ ГОСПОДИНА НУГГИ, БЛЕСТЯЩИЙ УМ, КОТОРЫЙ В ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ МОГ БЫ ИЗМЕНИТЬ МИР, НО ОБРЕЧЕН БЫЛ ПОЯВИТЬСЯ НА СВЕТ В ТО ВРЕМЯ И В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЕЖЕДНЕВНОЙ БЕЗНАДЕЖНОЙ БОРЬБОЙ ЗА ВЫЖИВАНИЕ.
Правда — Терри Пратчетт
На какое-то мгновение спина гиппопотама образовала блестящий гранитный остров посреди лагуны, затем он быстро вдохнул и опять исчез под водой.
Божество реки — Уилбур Смит
Однако наша милая Ребекка не нуждалась в таком благодетельном освещении; цвет лица у нее еще не боялся яркого солнечного света, а ее платье – правда, любой современной даме на Ярмарке Тщеславия оно показалось бы самым нелепым и фантастическим одеянием, какое только можно вообразить, но тогда, двадцать пять лет назад, этот наряд в ее глазах и глазах остального общества казался столь же восхитительным, как и самый блестящий туалет прославленной красавицы нынешнего сезона.
Ярмарка тщеславия — Уильям Теккерей
Я даже потратила на него все свои карманные деньги и купила блестящий блокнот с буквами ABC на обложке.
Вечеринка с ночевкой — Жаклин Уилсон
Лошадь Кулгана неслась прямо на него, но тот нимало не устрашившись этого вынул из-за пазухи какой-то небольшой блестящий предмет и направил его на чародея, словно осколок зеркала.
Врата Войны — Раймонд Фейст
— А ты, оказывается, блестящий тактик!
Врата Войны — Раймонд Фейст
На данной странице находится информация о том, какой частью речи является слово «блестящий». Слово блестящий, в зависимости от контекста и своего значения, может быть разными частями речи: либо прилагательным, либо причастием. Надеемся, теперь у вас не осталось вопросов, к какой части речи относится слово блестящий. Кроме того, на данной странице вы сможете посмотреть примеры предложений со словом блестящий.
Источник: wordius.ru
Урок русского языка в 7 классеТема: Обобщающее повторение по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
.« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о причастии;
совершенствование умения находить причастие, определять грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии;
определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот.
совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.
Оборудование урока: записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающее повторение по теме «Причастие».
.« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов .
Цель урока : систематизация и обобщение знаний о причастии;
совершенствование умения находить причастие, определять грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии;
определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот.
совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.
Оборудование урока : записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека.
Сегодня мы подведём итоги тому, что успели сделать за первую четверть по теме «Причастие», а задачи урока лежат у вас на столах.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.
Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный». Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.)
-Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.
(1группа доказывает причастность к прилагательному; 2 группа доказывает причастность к глаголу, а 3 группа из ответов двух групп составляет план-конспект, т. е. показывает умение выбрать главное из выше сказанного и даёт общий ответ, почему назвали причастием? Огласите свой ответ.
Подводя итог выше сказанному, мы можем отметить, что рекламный заголовок может служить резюме к нашей беседе о причастии, т. е. «слова, заключающие в себе имени и глагола силу». А в качестве итога работы над понятием «причастие» обратимся к группе предложений, которые лежат у вас на столах. (Ребята знакомятся со всеми предложениями, а отвечают и доказывают по 1-ому предложению, чья группа готова, подаёт сигнал (сигналом может служить любой предмет, издающий звуки ) .
ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы доказали, что совмещение в одном слове признаков двух частей речи делают эти слова богатыми содержательно, а потому и более экономичными, т.е. слова, заключающие в себе имени и глагола силу.
Наверное, вы обратили внимание, что наш урок проводится в форме работы в группах. В каждой группе есть свой консультант, он получит ромашки с номерами, а вы, ребята, вытяните свой номер и под этим номером будете выполнять все задания теоретической и практической части.
2.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из команды вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос под номером, и все, кто имеет данный номер, записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры.
ЗАДАЧА : обдумать вопрос, составить план ответа, привести примеры и после этого подходить к собеседнику, т.е. к любому из присутствующих гостей, и отвечать на вопрос, необходимо взять с собой лист учёта знаний для оценки. (Те, кому не достались собеседники, записываете ответ на лист, приводите примеры и отвечаете консультанту или выходите на контроль к учителю.)
Вопросы для зачёта теоретических знаний были даны заранее.
1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.
2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?
3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?
4. Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
6. Что общего и чем различаются полные и краткие причастия? Приведите примеры .
7. Расскажите о правописании НЕ с причастиями? Приведите примеры.
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА .
После того, как мы повторили теоретический материал, проведём интеллектуальную разминку. (Для консультантов будет дано задание повышенной трудности).
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ.
1. В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например :
Блестящий паркет — блестящий ум.
(паркет, который блестит (от глагола). (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
Причастие или прилагательное, докажите.
1. Память у него была блестящая.
2. Подходящие к перрону поезда.
Остальные участники групп работают вместе с учителем.
ЗАДАНИЕ № 1 . Замените без запинки одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно.
Добросовестно выполненная работа.
(Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)
Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).
1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).
3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
4. Доклад, который подготовил ученик. (доклад, подготовленный учеником.)
ЗАДАНИЕ №2 . От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)
Карточка № 1. Карточка №2. Карточка № 3 Карточка № 4. Карточка № 5.
Изображает. Достигает. Вдохновляет. Побеждает. Прославляет.
ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТОВ . (Проверяются карточки с заданиями.)
Условие работы: Консультант получает конверты с практической частью и раздает участникам групп карточку, соответствующую номеру участника.
Проверять практическую часть и оценивать работу ученика можно с любым из присутствующих гостей, а также с консультантом или учителем .
Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время. Найдите имена прилагательные, обозначьте их окончания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных и причастий.
1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численное множество.
2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.
3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега. ( А. Гайдар).
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.
( Из журнала « Юный натуралист».)
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.
1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.
2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.
3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист .
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.
Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.
Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.
В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.
Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.
Образец: думающий-думать (1спряж.)
Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся, разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.
Задание: Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые.
1. Ещё (не)тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
2. (Не)засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Пословица).
3. Подросток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.
4. Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый. (Пословица)
5. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.
5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. Давайте вспомним, что нам эта работа уже знакома. Не так давно мы писали сочинение, описывая внешность человека.
И потому я предлагаю написать каждому в группе сочинение – миниатюру в качестве подарка нашим гостям, где вы попытаетесь описать любого из присутствующих. Листочки для работы вы должны были подготовить, придать им своеобразную форму, оформить эстетически.
Задание : Используйте в речи причастия, правильно их употребив.
А пробуждению творческого вдохновения вам помогут музыка и картины. Ребята пишут сочинение, проверяют и дарят тому учителю, о котором писали.
Чему научил нас урок на тему «Причастие»?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : выписать из художественной литературы предложения с причастиями и причастными оборотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие»
Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие» является обобщающим по данному разделу. На уроке используется педагогическая технология КОНОП (контрольный опрос учащихся с огр.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие».
Яркая, образная презентация к уроку русского языка в 7 классе » Повторение по теме «Наречие» позволяет провести урок динамично, в хорошем темпе и сформировать интерес учащихся к изучаемому предмету.
Урок русского языка в 8 классе Повторение по теме: «Однородные члены предложения» с использованием архивных материалов
Урок русского языка в 8 классе проводится накануне Дня Победы.
Урок русского языка в 7 классеТема: Обобщающее повторение по теме «Причастие».
Урок посвящен систематизации и обобщению знаний о причастии, совершенствованию умения находить причастие, определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограм.
Конспект (протокол) урока русского языка. 6 кл. Обобщающее повторение орфографии и морфологии.
Обобщающий урок в конце года по систематизации знаний, формированию УУД, включающий в себя работу с текстом.
Конспект урока русского языка в 7 классе №Повторение изученного о причастии»
Тема урока. Повторение по теме «Причастие». § 21 Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;обращение внимания на р.
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Причастие как часть речи»
Цель: дать понятие о признаках прилагательного и глагола у причастия, обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи: 1. Образовательные.
Источник: nsportal.ru